Марлена Рахлина. Стихи

Чаша

НА ПРИВЫЧНЫХ МЕСТАХ

Все должно умирать на привычных местах,

на которых всю жизнь оно дышит,

в крайнем случае, на возведенных мостах

между ними: ни ниже, ни выше.

 

И поэтому я, придавив стрекозу,

чуть живую, и, может быть, поздно,

всю стеклянную, быстро к окошку несу,

чтобы выпустить снова на воздух.

  Я долги уплачу к январю...

 

  Юлий Даниэль

 

Вы же видите, как я упряма, стара!

Я прошу вас: покиньте меня до утра...

 

Что же, разве мне легче, когда я одна?

Видно, легче: допить – и до самого дна –

я надеюсь тогда эту чашу,

потому что – мою, а не вашу!

И когда я одна эту чашу допью,

я туда же, туда – все остатки солью,

солоны ли, горьки ли – похоже,

я, по совести, выпью их тоже!

Поперхнусь и закашляюсь, губы утру,

вот и все: приходите ко мне поутру,

я вас встречу, смеясь и зевая,

коли буду, конечно, живая.

Если буду жива, если дверь отопру...

Ну, а ежели я ненароком помру, –

тоже будет поступок законный

и всем смертным немного знакомый...

 

И тогда вы, опять же, как раз ко двору!

Приходите ко мне поутру!

 


 

* * *

Заговорила – и нет угомону,

нет остановки мне, нет передыху,

местность знакомая – как незнакома,

сплю ли я ночью – и в снах моих – тихо,

нет, не бывает, и все уплывает

в дальнюю даль, за жизнь, за грани

те, за которыми – только загадка,

те, за которыми – ходишь по краю

пропасти. Горько ли то или сладко –

мне неизвестно и неинтересно

даже, о том говорить неуместно

даже! Затем, что, пока я живая,

лишь под аккорды земного оркестра

здесь, на Земле я живу и желаю!

Только доколе? Ведь против приличий,

против рассудка и против закона

местность знакомая мне незнакома!

Сквозь суету, нищету и обычай

в вечность ломлюсь я – и нет угомона!

 * * *

А в этой жизни, долгой, но краткой,

которая, все ж, безусловно, есть,

остался лишь труд над моей тетрадкой,

и то – он нужен кому – Бог весть?

 

Но я пишу, а потом читаю

самой себе (а кому ж еще?),

и все богатой себя считаю,

и свежий ветер кружит у щек...

 

И мне спокойно, что нет возврата,

что Бог за мной все дела засек,

что я давала – и мне воздастся

и злом, и благом – за все, за все!

* * *

Тоже дело – стихотворство...

Вот поди пойми его:

ни старанье, ни упорство

не решают ничего!

 

Ни ударить, ни погладить,

ни приветливо взглянуть:

вмиг схватить и вмиг поладить,

гикнуть, свистнуть – в добрый путь!

 

Ну, пошел же, ради Бога,

втиснув сутки в полчаса!

Вьется дальняя дорога

прямо к Богу в небеса...

 

Ямщичок, а может, летчик,

санки, поезд, самолет!

Путь все круче и короче,

лихо мчится самое!

 

А примчимся на рассвете –

тут и кончится полет:

плачут люди, пляшут дети,

а одно дитя – поет!

СОНЕТ ГЕНИАЛЬНОСТИ

Писать стихи – по два, по три за раз –

несносная привычка всех зараз,

которые, почтение любя,

сызмальства мнят поэтами себя.

 

А может, правда, все они – поэты?

За всех не поручусь, однако это

бесспорный знак: свой скудный ум любя,

сходить с него и с самого себя.

 

Но все же правил нет без исключений,

и кто-нибудь из них, конечно, гений,

ведь я не знаю их обыкновений,

 

а лишь свои, ну, а во мне сомнений

не может быть – уж я, конечно, ОН:

поклонники, спешите на поклон!

* * *

Что-то там запевает с утра,

еле слышно во мне запевает

(или это вовне? Не поймешь!) –

то ли правда, а может быть, ложь?

И сама-то пока что не знает...

Может, зла, а быть может, добра

та, что нынче запела с утра...

 

Только к полдню окажется ясной,

молодой, повезет, так прекрасной...

 

Лишь потом, ближе к вечеру, в ста

золотых зеркалах отразится,

с сотней тысяч чудовищ сразится

лучшей песни твоей красота!

* * *

Я живу – и тем горда я,

что, во сне и наяву,

ум и сердце напрягая,

я живу, живу, живу!

 

Я помру – и что такого?

Нет бессмертных – лишь Исус,

а пока что, право слово,

здесь гуляю и пасусь.

 

И, быть может, удается

слово в рифму говорить.

И, быть может, из колодца

вечности – воды попить

 

дастся нам когда... Пустое

мне мерещится – не в том

суть, а вот чтобы в простое

не стоять здесь под кнутом

 

Божьим. Господи, помилуй

и спаси нас от стыда

брать не разумом, а силой,

без заботы и труда.

 


 

* * *

Снег скрипит под ногами у нас

и на шапках лежит клобуками,

и скользит лиловеющий наст,

весь рассыпавшись под каблуками.

 

Закипающее молоко

на сугробах – и некуда деться…

Кто ж сказал, что должно быть легко

на душе у меня, словно в детстве?

 

Столько лет за плечами лежит,

столько в жизни свершилось и сталось,

и давно притупились ножи,

на которых скреблась ко мне старость.

 

А душа все равно как дитя,

и поступки – на грани рассудка…

Все иду я – как будто шутя,

все кончаюсь – и тоже как в шутку

МЕСЯЦ МАРТ

Время стало и стоит…

В теплой лужице намокли

все пути его… Бинокли

растерявшее свои,

время – талая вода –

не желает торопиться:

чему должно бы случиться –

не случится никогда!

Ах, как долго месяц март

спотыкается, плетется,

и в лугах его пасется

эта тучная зима.

Все веселье, всю любовь

месяц март в котомку прячет

и все дразнится, дурачит

среди медных спин и лбов!

Только талая вода,

только грязная посуда…

Видно, выбраться отсюда

не придется никогда?

Я плыву в тебе, плыву,

месяц март, и пробираюсь,

в мутных водах не теряюсь

ни во сне, ни наяву.

Еле слышно твоя трель,

твое пенье уверяют,

что дороги проторяет,

ослепительный апрель!

Вот увидим, отчего

все в пути застопорилось,

белым инеем покрылось…

Вот увидим – кто кого!


 

* * *

Весь бред моих четырнадцати лет,

все лужи, вся капель прозрачных весен...

О, только «да!» Не говорите «нет»!

Потом, потом, когда настанет осень!

 

Когда взойдет вечерняя звезда,

и журавли потянутся обратно,

потом, когда наступят холода,

потом, когда на солнце лягут пятна!

 

Потом, потом, немного погодя,

потом, потом! И, вопрошая осень,

взбухают капли длинного дождя,

дрожа, звеня и разбиваясь оземь.

 

Потом, потом... Идем своим путем,

хоть нас, сбивая с ног, несет цунами,

и тонкий голосок «Потом, потом!»

звенит, повсюду следуя за нами.

ЛЮБОВЬ

Я люблю тебя, и это значит –

все равно мне, кто ты и какой:

муж смеется ли, ребенок плачет,

дева ли, старуха ли с клюкой...

 

Я люблю тебя, и это счастье

без страданья, свет и тишина.

Я люблю тебя и, значит, страсти

обладанья – напрочь лишена.

 

* * *

Ранняя осень сродни

поздней, нежаркой любви:

листья желтеют, а солнце

словно навстречу несется

и не печет, не печет,

ласково в душу течет,

день улетает и тает,

в сне, в тишине увядает.

 

Этот сияющий день

прячет в себе свою тень,

мы бы ее не узнали,

осенью бы не назвали,

да календарь не дает:

песенки он не поет,

веское слово он скажет –

осени платье развяжет.

* * *

Плывет корабль... И не корабль –  лодочка!

Плывет – без королевы-короля,

зато на веслах статная молодочка

с молодчиком пригожим у руля.

 

Плывет она и медленно качается,

бежит река без остановки вниз,

и жизнь идет, и что-то в ней кончается,

незнамо что –  любовь или каприз?

 

Бежит река, и ветер треплет волосы,

весло скользит, уключины скрипят,

бежит река, а вдоль теченья полосы

мелькают все –  от головы до пят,

 

то темная, то светлая... Игрушечка

занятная –  легчайшее весло,

и горько плачет в лодочке старушечка

о том, что в жизни не произошло...

ДИПТИХ ДЛИНОЮ В ДВАДЦАТЬ ЛЕТ

1.

Когда Косая, бросивши дела,

обнимется со мной на смертном ложе,

я так скажу: я счастлива была,

а если не поверите – ну, что же...

 

Жила-была, не ладились дела,

случалось ждать, и плакать, и бояться,

ни денег, ни двора и ни кола,

ни славы, ни успехов, ни богатства...

 

Я повторяю: в радости, в беде,

в трудах моих, удачах и потерях,

и в дружбе, и в любви, и во вражде

я счастлива была, себе поверив,

 

что счастлива. О, как прозрачен дождь!

Как разговорчив он, и добр, и светел...

Но вы опять не верите... Ну, что ж!

Ведь есть же те, кто верит мне, на свете!

 

И в дальней, запредельной стороне,

к вам выглянув, как станет пояснее,

я так скажу: грех жаловаться мне,

я счастлива была – нам здесь виднее!

2.

На склоне лет счастливая хожу,

счастливая, красивая (вот если б

не зеркало!). Я знаю – к рубежу

иду и я, с ровесниками вместе,

кто жив еще...

  Я знаю наперед,

как будет, когда все наоборот,

когда мой час единственный пробьет,

и окажусь я у Его ворот...

Счастливая! И это несмотря,

наоборот скажу, благодаря

тому, что боль, точащая меня

(а без нее не проходило дня) –

она пребудет и она продлится...

Боль, одиночество и ваши лица,

любимые мои! Пока живу –

они со мной, во сне и наяву:

моя отрада и мое богатство,

вы все со мной: чего же мне бояться?

ДОРОГА К ДОМУ

Как быть – не знаю, знаю только: не надо лгать.

Дурные мысли к тебе прихлынут – не надо гнать!

Паскудный миг на тебя наступит – а ты прими:

многое надо сделать людям, чтоб быть людьми.

 

Хоть это будет совсем не просто –  не сможет всяк:

одних заманит, потом обманет брехливый стяг,

другой мечту свою позабудет, влюбившись в то,

что было ничем, и есть ничто, и будет ничто!

 

Откройте ножницы и замкните: пусть отсекут

то время злое и золотое чужих секунд.

Не быть чужою дорогой к дому: вот он стоит,

твой дом, залитый надеждой, скрытой от всех обид,

твой дом, который тебя заметит со всех дорог,

который встретит, который впустит –  на свой порог.

 


 

* * *

Как тоскую по вас я сейчас, когда рядом со мной,

когда рядом со мною, мои вы любимые, рядом!

Как прощаюсь навеки я с вами, от жизни земной

отрываясь так долго и трудно, и телом, и взглядом!

 

Как же буду смотреть я на вас – из высоких высот,

в одиноком своем, неприютном и трудном полете!

Лишь надежда, что вечная жизнь моя вас, неразумных,

   спасет –

есть мое утешенье, но вряд ли вы это поймете!

ПАМЯТИ МОЕГО МУЖА
ЕФИМА ЮЛЬЕВИЧА ЗАХАРОВА

  О милых спутниках,  которые наш свет

  своим сопутствием для нас животворили,

  не говори с тоской:  и х  н е т ,

  но с благодарностию:  б ы л и .

 

  В.А.Жуковский

1

Стоит наш дом среди двора,

и к нам ветра из всех окон,

а ты все жжешь свои дрова,

неугасимый мой огонь!

 

Вся сила рук и верность глаз,

и наболевшее плечо –

весь труд, чтобы огонь не гас,

чтоб мне тепло, чтоб горячо.

 

И я, не чувствуя вину,

пока не грянет наш отбой,

насквозь озябшая, прильну,

и греюсь я тобой, тобой!

2

Ты воздух: дышу и не знаю.

Ты сердце: живу и не чую.

Ты солнце: не выйдет сегодня –

наверное, выглянет завтра.

 

Когда улетучится воздух,

когда остановится сердце,

навеки закатится солнце –

узнаю, что ты для меня.

3

Двадцать лет назад тому

жизнь свою на старой тачке

сквозь декабрьскую тьму

вез чудак своей чудачке.

 

Двадцать лет тому назад

мы с тобою поселились,

твои хмурые глаза

неохотно веселились,

 

руки десять дней подряд

били тонкие стаканы,

на единственный наряд

опрокинули какао,

и с тех пор – до самой тьмы

крепко связаны судьбою.

Неужели это мы?

В самом деле, мы с тобою?

 

Этот сын и эта дочь –

в самом деле наши дети?

Двадцать лет как день и ночь,

словно не было на свете!

 

Счастье бедное мое,

без измены, без обиды,

это ветхое тряпье,

эти стулья-инвалиды,

 

эта теплая постель

то ли мужа, то ли брата,

этот перечень потерь –

без надежды, без возврата...

 

Сбилась я, теряю нить,

все неверно, все иначе,

не дано мне объяснить,

кто ты есть мне, что ты значишь!

 

2 декабря 1971 г.

4

Дождались мы! Дошли! Докатились!

Рассчитались за все, расплатились,

в окруженье родных и друзей

отмечаем такой юбилей!

 

Ну, спасибо тебе, ну, спасибо,

что люблю я тебя горячо,

что, когда меня ветром носило,

за твое я хваталась плечо,

 

что одни мы остались на свете,

неподвижную тайну тая,

и туда – ни друзья и ни дети –

только ты уплываешь, да я...

 

10 мая 1990 г.

5

Ты, друг единственный, мой верный друг,

ты, до конца трудящийся за двух,

до самого скончанья полный сил,

ты, любящий, как нам Господь судил,

 

ты, в этой жизни, тяжкой и крутой,

сияющий умом и добротой,

все знавший – нищету и торжество,

но так и не поверивший в Него!

 

Что делать мне теперь с тобой, с собой

и с нашей обреченною судьбой?

Ведь т а м , где нужен ты, а не другой,

нам никогда не встретиться с тобой!

6

Уже полсотни лет – без года

мы прожили с тобою, милый,

и только ясная погода

с начала – до сих пор – светила,

с начала – до сих пор – сияла

и долгий путь наш озаряла.

 

Я знаю точно: все, что было,

благодаря тебе являлось –

благодаря тебе любила,

благодаря тебе дружила,

благодаря тебе влюблялась

и разлюбляла, и, похоже,

свои стихи писала тоже

в твоей плоти, в твоем дому,

не понимая, почему.

 

 

Я до сих пор не разумею,

как повелось у нас с тобою,

как вышло – без труда, без боя,

лишь голубея-розовея…

Спасибо, милый, за такое

неповторимое, родное,

у нас расцветшее повсюду

и удивительное чудо!

 

10 мая 2000 г.

7

И говорит она – Ему:

– О Боже!

Там худо ль, хорошо ль, а век мой прожит.

Вот я перед Тобой, одна, в моей норе,

пусти меня домой, позволь мне умереть!

 

– Где ж музыка твоя?

– А это знаешь

лишь Ты один, а Ты – не повторяешь.

Ах, если бы та музыка звучала,

то это бы, наверно, означало,

что все сначала можно начинать…

Пусти меня, мой Боже, ночевать!

 

– Где твои дети?

– Сами по себе…

Ты ж знаешь, А и Б сидели на трубе,

а после А упало, Б пропало,

труба всему, как сроду не бывало.

Прости за то, что их любила я

сильней себя и больше, чем Тебя…

– А если б снова – снова б то же было?

– Я этого, мой Боже, не забыла.

 

– А где же все твои ученики?

– Разбросаны они и далеки:

пошли им впрок ли, нет ли – те уроки –

узнать об этом не настали сроки:

все к лучшему – хочу я, чтоб до дна

с тобой сегодня я была одна.

 

– А где ж друзья?

– Да там же, где и я:

состарились они, мои друзья,

и каждый так, ушел в свои химеры,

в которых ни один не знает меры,

и нет в них места больше никому,

поэтому всяк лишь в своем дому,

а было время…

– Да, но, все же, было!

– И этого я тоже не забыла!

 

Вообще я не забыла ничего,

но жаль мне здесь – лишь мужа моего,

опять же, он ли, я ли, а наверно,

ведь надо же кому-нибудь быть первым,

так лучше я… О, Господи, прости

и отпусти, вернее пропусти…

И был ей Голос, и сказал Он Слово:

– Готова ты уйти иль не готова,

про то не можешь знать ты: до конца

я ни пред кем не открывал лица.

Пока живи…

8

Нет тебя – а я осталась жить:

нами недошитое дошить,

посмотреть еще на белый свет,

что ему ответить – «да» иль «нет»?

 

Нет тебя и нет. Совсем? Нигде?

Если так мне думать – быть беде!

Где-то есть ты, ты укажешь путь,

чтоб к тебе добраться как-нибудь.

 

Нет тебя – и нет конца тоске,

но ведь мы не строим на песке:

посмотри, какая жизнь у нас

продолжается еще сейчас.

 

Посмотри, любовь, каких детей

мы с тобой слепили без затей,

и среди прожитых дум и дел

как прекрасна жизнь, что ты мне дал.

 

Нет тебя и нет! И только боль –

вот мученье, вот моя юдоль!

Нет тебя – и некуда спешить,

чтобы дальше жить, и дольше жить...

 

19 июля 2000

9

Что же это такое? Не плачу!

Ничего я, наверно, не значу,

если мигом тебя потеряв,

ни в слезах и ни в криках не билась,

а рыданья глушить торопилась,

скорбный путь одиноко торя.

 

А быть может и так, что рыданья

не всегда означают страданье,

ну, по крайности, хоть для меня:

я молчу, каменею, немею

и высказывать вам не умею

все мученья прошедшего дня.

Не должна, не могу, не хочу:

я молчу!

10

Надо заново учиться

жить – а это ведь не шутка...

Надо намертво лечиться

от растерянности жуткой!

Проходить всегда неспешно

мимо окон и заборов,

уклоняться безмятежно

от колючих разговоров.

 

Знать: вообще не будет прока

в том, что чисто и красиво,

от страданий, от упреков –

не бежать от них трусливо.

 

И не ждать себе привета,

и жалеть себя не смея...

А его жалеть... Вот это

я давно уже умею.

11

Милый, без тебя несладок

сахар, соль не солона,

и в хозяйстве непорядок,

и погода холодна.

 

Милый, ты уже не дышишь

и не греешь мне кровать,

смеха, слез моих не слышишь

и не хочешь ревновать.

 

А ведь я тебя просила,

так просила погодить...

Для кого теперь красивой,

для кого веселой быть?

Осень в листья брызжет охрой,

осень стала мне врагом,

а у нас здесь красят окна,

краской пахнет все кругом...

 

Утром встану: все же лучше

постоять мне у окна...

До чего ж она вонюча!

Для чего ж она нужна?

 

Тишина в наш дом крадется,

громкая, в трубу трубя...

Сколько зим еще придется

зимовать мне без тебя?

12

Жить дольше, чем хотелось бы...

Что ж делать я должна?

И не хватает смелости

решить, что я до дна

исчерпана... О, Боже!

О, сколько дум и сил!

Но гложет, гложет, гложет:

а он-то износил,

а он свое истратил –

вот я б его спросила –

все, чем при жизни правил

так здорово, красиво?..

 

Лежит в могиле тесной

в ночи, при свете дня,

все то, что неизвестным

осталось для меня!

13

Обижать не хочется,

всех в дому любя...

Снова я у доченьки,

только без тебя...

 

Без тебя у доченьки

новый колорит,

без тебя у доченьки

душенька болит...

 

Там смеются весело,

знаешь, наверху?

Мне ответить нечего,

знаешь, почему!

И трубит не очень-то

в лад моя труба,

и мне жить не хочется

в мире без тебя!

14

Я закрою тетрадь, что ты шил для меня

из ошметков, обрывков, обломков,

что ты шил для меня – до последнего дня

своего – для далеких потомков,

что ли? Значит, хотелось тебе сохранить

эту полную ветвь, эту тонкую нить?

То, что было, не стиснув, не скомкав,

нашей жизнью, и то, что порвалось сейчас

за минуту, за час?

 

Вот могила твоя на просторном ветру...

Что-то будет со мною, пока я умру?

Но тебя уже точно не будет.

И поэтому я ничего не возьму

больше в эту тетрадь. А сказать, почему?

Я скажу, и Господь не осудит.

Я скажу, почему: новой жизни не быть.

Если мне доведется кого-то любить –

это будет уж точно не ново,

если я равнодушна останусь, стара –

это тоже игра, это, Боже, игра.

Не  хочу ни того, ни другого!

А вот час, когда Он мне укажет: «Пора!» –

это будет действительно ново.

15

Жизнь уменьшается, малыш!

Пора подсчитывать барыш

и подводить итоги,

и надо б Господа спросить,

как мне получше уносить

отсюда руки-ноги?

Во-первых, муж! Он был хорош:

умен, и ласков, и пригож,

и, век назад отведав,

пылинки он с меня сдувал,

и что имел, все отдавал,

не требуя ответов.

 

Пусть будут дети, во-вторых,

вы ж знаете детей моих:

одно дитя, второе...

Не забывают дети мать

и целовать, и обнимать:

помру я – их расстрою...

 

И столько дней, и столько лет

отважно-ласков их привет,

хоть жизнь у нас кромешна.

Начну обдумывать дела –

зачем их всех не родила:

вот тут дала промашку!

Красавцы-внуки и друзья...

Но что-то разлетелась я!

А может, остановку

давно пора мне предпринять,

пора умолкнуть и понять,

что хвастаться неловко!

 

Но как с талантом? Тут вопрос:

и в самом деле, он возрос,

или ошиблись люди?

Все ошибаются, дитя,

а мы об этом и шутя

раздумывать не будем!

 

Покажет жизнь – говорят.

Она покажет все подряд,

пока покроет пылью,

но я-то счастлива была,

когда пошли мои дела

и сказка стала былью!

 

И я вам говорю: не счесть

всего, что составляет честь

и жизнь мою, и знамя!

Святому Господу равно

все то, что было мне дано,

за что – сама не знаю.

16

Мы встретимся с тобой, я это знаю!

Ведь сколько бы ни длилась жизнь земная

в согласном, сладком бое двух сердец,

по очереди – ей придет конец!

 

А Бог – Ему известно, кто достоин,

кто был молчальник, труженик и воин.

И на исходе горестного дня

Он приведет, Он приведет к тебе – меня!

17

Радость ли вдруг снизошла на чело,

черная туча прошла по челу –

я для себя не хочу ничего:

как получается, так и живу.

 

В миг, когда я оказалась одна,

я опустилась до самого дна,

чтобы побыть там в глуши и в тиши

собственной неуязвимой души.

 

И поняла я, что я доживу,

все, что осталось, одна доживу,

все, что случится еще, доживу,

все, что ко мне – не во сне, наяву.

Так и живу я, любя – не губя,

не затевая ни спор, ни дележ...

Я ничего не хочу от Тебя,

кроме того, что Ты сам мне даешь!

СЕМЬЯ

Сядем-ка мы здесь мирком,

да поговорим ладком:

пусть хоть слезы, пусть хоть смех –

для меня вы лучше всех!

 

В миг, в который навсегда

в дом ко мне пришла беда,

в дни отчаянные эти

так трудились мои дети

без уныния и фальши

отвести беду подальше:

так старались, так сражались,

словно сызнова рожались...

И поднялись высоко,

заглянули далеко,

к Господу святому Богу,

как к домашнему порогу.

 

Знаю, нет на этом свете

счастья выше: муж и дети!

Выбираю и пою

я обычную семью,

если так она прекрасна,

что над целым миром властна!


 

* * *

  Борису Чичибабину

 

Не могу я тебя схоронить:

не по-божески так, не по-людски...

И все тянется, тянется, тянется нить

на том плоском, на простеньком блюдце.

 

Посмотри: это я, это ты,

детский смех наш и детские прятки,

и не ведаем – до слепоты –

все, что мчится на нас без оглядки.

 

И когда, отбомбившись на «ны»,

самолеты судьбы умолкают,

непонятно со стороны,

ни кого, ни куда умыкают.

 

Мы оглянемся, потрясены,

видим – каждый в назначенном месте,

и уже не понять наши детские сны,

где тоскует жених по невесте.

 

Дети взрослые, внук мой женат,

жизнь влачится, как Бог ей прикажет,

и приходит к концу, и нужна –

не нужна – а к земельке приляжет.

 

И ведь надо смириться с судьбой,

и принять, что записано Богом,

и остаться, расстаться, проститься с тобой

за твоим безнадежным порогом.

ДРУЗЬЯМ

  Ларисе и Юлию Даниэлям

 

Я любила вас обоих,

и зверька на рыжих лапах,

одеяло голубое,

весь ваш вид и весь ваш запах,

эту темную квартиру,

эту жизнь – душа враспашку:

(если суток не хватило –

отдадим мы их в растяжку!)

Немудреным одеянье

было, немудреной – пища,

но вот это обаянье

озаряло все жилище,

и, приехавший по делу,

но не двинувшись ни шагу,

гость, размякший, обалделый,

уезжал обратно на год…

 

Словом, вот как это было,

а потом – вся жизнь: из песен

слов не выкинешь! Хватило

до конца, хоть он невесел…

 

Как ни робок, как ни хрупок

шаг на ощупь и ночами,

но да здравствует поступок,

тот, который был в начале!

ЮЛИКУ ДАНИЭЛЮ

(в день юбилея)

 

Где ты, спутник мой любимый,

баловень ушедших лет?

Погляди, какие дымы

ты развел себе вослед!

Погляди, какие люди

на свидание с тобой

привалили – помнят, любят!

Каждый со своей судьбой,

но к тебе пришли, желая

вновь почуять близость плеч,

в памяти своей сжимая

облик твой, и смех, и речь,

и в душе своей сжигая

то, что следовало сжечь!

* * *

  Сэму

 

Поговорим, поговорим опять,

и всласть поговорим, мой друг, с тобою,

вот так: в трубу – да из трубы, с трубою,

где голос слышен – лика не видать.

Но разговор наш, ежели выходит,

вокруг него пространство колобродит,

и в нем слова – и что-то кроме слов,

и знаем мы, как маленькие дети,

что все незримые пространства эти

беззвучные, касаются основ.

 

Поговорим… А что нам делать, друг,

когда мы жизнь свою уже прожили,

и пролюбили всю, и продружили,

растратили – в досуг и в недосуг…

Но правда в том, что нам еще осталась

уж не такая маленькая малость:

ведь мы живем пока, и дышим, и горим…

Поговорим!

А ЗАВТРА – ВОВСЕ НЕТ

(Цикл стихотворений)

 

Скрыть все то, чего не надо

мне скрывать ни от кого:

нежность речи, влажность взгляда,

силу, радость, торжество…

 

И сказать им: «Тише, тише,

вы сидите, словно мыши,

не вылазьте нипочем,

а не то вас – кирпичом!»

 

Безобразен, непонятен

мир, в котором жить нельзя,

и полно на солнце пятен,

и запутанна стезя,

и все платим мы и платим,

пробираемся, скользя

и не глядя в дорогие,

непостижные глаза.

* * *

Ах, как претит мне, вы бы знали,

как надоело, е-мое,

о нежной дружбе между нами

элементарное вранье!

Да я люблю тебя, как душу,

в наплывах счастья и тоски,

и я б трясла тебя, как грушу,

да, видно, руки коротки!

* * *

Одиннадцать часов утра.

Звонок. Конечно, твой!

И все, решенное вчера,

летит вниз головой!

 

В глазах две тысячи огней,

в губах сияет свет…

Сегодня – лучше и главней,

а завтра – вовсе нет!

* * *

С борьбой и мученьем – а все же дочитана эта

  страница:

не вырвем ее, а печальную книгу тихонько мы сложим.

Стремимся друг к другу, но нам ведь не должно друг

  к другу стремиться.

Не можем друг друга любить – не любить мы друг

  друга не можем.

 

К нам старость стучится, и молодость рвется туда же, 

  как назло,

добро нам не впрок, но и зло между нами вовеки

  не ляжет.

И в сердце болят, не уймут свою боль незаметные язвы,

и знаю я истину эту: одна только смерть нас развяжет.

* * *

В день рождения – с руки

всем дарить – кому игрушки,

кому книжки и чулки,

пироги и безделушки…

И за это – целый век

ты бываешь благодарен,

мне же – вовсе – че-ло-век

в день рожденья был подарен!

 

Прокатился Божий глас

так, что небу стало жарко:

это жизнь моя зажглась

от великого подарка…

Но такое бытие

уж совсем невероятно,

и теперь гасить ее

не особенно приятно!

 

Плохо гаснет на ветру,

и, однако, гаснет, все же,

а погаснет – я помру,

пред тобой предстану, Боже!

* * *

Никто не в силах поменять

движенье лет, теченье дня,

никто не в силах помешать

тому, что есть ты у меня!

 

Все оттого, что ветер дней

сперва летит, потом плывет,

и оттого, что дух – сильнее

тел, а не наоборот.

 

А если вдруг ошиблась я,

нечаянно сказала ложь –

при откровеньях бытия

хотя бы ты меня поймешь!

* * *

Ты, любовь моя, сущность живая,

вечно рядом со мной проживая,

все поешь-говоришь,

чего хочешь, творишь,

словно рана болишь ножевая.

Но ведь я-то совсем не хочу

ни движенья ко мне – против воли,

против силы или против боли…

Потому-то сейчас промолчу

и потом промолчу, напоследок,

чтобы как-нибудь, так или эдак,

через зло ли, а лучше бы – через добро,

через дней или лет роковое табло,

и покорно склоняя чело,

все само удалилось, ушло…

* * *

Ну, как я все это терплю,

чему уже некогда быть?

Люблю я, люблю я, люблю,

Не можно сильнее любить!

 

Повсюду сбирается мрак,

и позднее солнце зашло.

За что я люблю тебя так?

Да я ведь и знаю, за что!

 

Не ведаю лишь, как узнать,

что кончилась жизнь – и пусть!

Мне весело – и опоздать

уже никуда не боюсь!

 

* * *

На тихом ящике пороховом

любовь моя – негромкая обитель,

и в нашем «поединке роковом»

я побежденный, я не победитель,

и более – победы не хочу,

боюсь ее – поэтому молчу,

и молча пряталась, пока могла,

и если бы сумела б – солгала…

Пойми – победных не хочу колец,

хотя и горько ожидать конец.

 

* * *

Не сулю тебе душу и тело

(тоже клад!) не терзаю, любя,

я-то знаю, что жизнь пролетела

без тебя.

 

Не молю у тебя суетливо

ни любви и ни ласки – ни дня!

Я хочу, чтобы ты был счастливым

без меня!

* * *

А ведь я не влюблена,

я давно уже спокойна,

и открытье это стройно

поднимается со дна,

выбирается из сна,

чтобы жить при свете дня.

 

Я люблю тебя, люблю,

говорить необходимо

мне с тобой – и, право, дыма

без огня… Однако, сплю

безмятежно и терплю

я свои же «улю-лю».

 

Я люблю тебя – и в лад

говорят друг с другом души,

но как бы холодным душем

обдало меня, и взгляд

посветлел – и все подряд

облетает невпопад,

увядает – рад-не рад…

 

Я люблю тебя, и ты

мне милее всех на свете,

но зачем меня не встретил

в час любовной маяты,

как у Бога заняты,

расцветали все цветы?

А теперь кругом светло,

все закручено хитро,

а что было – то прошло.

* * *

Я исчезну вообще! Я вообще перестану звонить!

Как жила без тебя, так и дальше... Порву эту нить,

прекращу эту глупость: зачем мне на старости лет

эта детская страсть, этот невыносимый дуплет?

 

Я тебя зачеркну. Я тебя из себя изведу,

ты не будешь владеть моей сутью у всех на виду...

Ты не будешь со мной все равно, мне с тобою не быть,

мне нельзя тебя знать: просто знать, а не то что любить!

 

Но за что эта ярость? Чем ты предо мной виноват?

Ты мне друг, ты мне больше, чем друг, ты мне 

   больше, чем брат...

Но свою дорогую и братскую сущность храня,

ты не любишь меня... Ты не любишь меня! Ты не 

  любишь меня.

* * *

Ведь пашня иссякает от хлебов...

Вот так и тут: с самой собою споря,

не выдержала новая любовь

реальности и грубой силы горя:

иссякла, надорвалась, умерла.

И даже не поверишь, что была!

* * *

Эти метаморфозы любви,

эти низи, и близи, и выси,

этот жар, этот холод в крови –

отчего оно, к черту, зависит?

 

Ведь любила и думала о

чем-то самом запретном и грешном,

ведь болело – и вдруг ничего,

ничего, ничего – безутешно!

 

Ну, и самое главное – я

все равно ведь люблю тебя, право,

только суть жития-бытия

вдруг становится ровной и здравой.

 

И еще-то главнее: покой –

нам  не в радость он и не в мученье,

потому что он скучный такой

и вообще не имеет значенья.

 

Но скажу я: главнее всего

то, что в море спускаются реки,

и уже не вернешь ничего,

ничего – и навек, и вовеки.

* * *

Когда я правду говорю?

Тогда, когда тебя люблю,

тогда, когда тебя, родной,

я огибаю стороной?

 

Я правду говорю всегда:

и когда «нет!», и когда «да!»,

когда болю, когда горю,

всегда я правду говорю...

Ну, если невзначай совру,

звенящий ключик я сорву,

открою дверь, закрою дверь –

а ты мне, все-таки, поверь!

* * *

Ты удачу свою не лови,

потому что не там она бродит,

ты писала стихи о любви,

а они у тебя не выходят.

 

И пиши их хоть тысячу лет,

все равно не поймаешь их сути,

и не то, что искомого нет

в темно-красном сердечном сосуде!

 

Просто нет разрешающих слов,

просто нет ему смысла светиться,

и молчит, и таится любовь,

и не хочет собой – платиться!

 

И не хочет, не хочет любовь

в своей искренности нелюдимой

быть рабой между прочих рабов,

быть несчастной и быть нелюбимой!

* * *

Очутясь на самом дне,

безупречно захлебнусь,

погибаю  – ну, и пусть,

лишь бы все мое при мне.

 

Ведь так мало нужно мне:

только семечко любви,

раскололось – и плыви

на изменчивой волне.

 

И уже не дышит грудь,

постигая свой урок,

ты ж как хочешь, так и будь,

раз ты мною пренебрег.

 

Что я? Что я?! Ты прости!

Ты ни в чем не виноват,

ты мой самый лучший брат,

милый спутник на пути,

 

мой любимый человек,

ты же друг мне, а не враг,

я не буду больше так

обижать тебя вовек!

 

Положенье таково:

среди всех бегущих дней

у меня нет никого

ближе, лучше и родней!

* * *

Кончилось время друг другу дивиться,

кончилась музыка, вышел ей срок,

если старуха цветет, как девица,

значит, положен старухе урок.

Время всему становиться на место

и ко своим берегам отходить!

Если старуха глядит, как невеста,

розгами надо ее отходить!

 

Надо же: боли она не боится,

глядя в глаза истязующим, вам: 

«В юности, в старости я за Париса

душу и жизнь, и радость отдам!»

Где же любви разрешенное дело,

счет и порядок минут и секунд,

если ее обнаженное тело

розгами – все за Париса – секут?

* * *

За плотно закрытой, обитой

молчанием дверью души

с тобой мы схватились, обида:

круши мое сердце, круши!

 

Покажешься в дым перегретой,

покажешься тощей, нагой,

как выкуренную сигарету,

тебя я прикрою ногой.

 

Но снова хватаешь за корни,

все выше ползешь за стволом,

и кормит душа моя, кормит

обиду – за красным столом.

Вот нечего жечь тебе, пекло,

и некого бить тебе, бой,

а мне нужно жить среди пепла,

который был нежность и боль.

* * *

Что ж это я, ровно

нищая? Ништяк!

Можно, безусловно,

жить совсем не так!

Это в нашей воле:

голышом – да в снег.

Я не буду боле

бежать впереди всех!

Отчекрыжить нитку,

сломать карандаши,

запереть калитку

отпертой души...

Это трудно разве?

Не любо – не смотри:

можно – в месяц разик,

можно – даже в три.

Это в нашей воле –

замолить грехи!

.....................................

Я не буду боле

писать тебе стихи!

* * *

Говорила, что не буду

и не буду – это факт!

Но нельзя же мне повсюду

оставлять без толку так

то, что начато... А надо

все и обо всем сказать,

да еще, для ласки взгляда,

сверху бантик привязать.

 

Привяжу его получше,

покрасивше привяжу,

да еще, на всякий случай,

тебе дружбу предложу!

Ты ее, конечно, примешь,

я ее, понятно, дам,

и долой гнилую примесь,

столь любезную для дам

пожилых и бестолковых,

я ж толковая – ха-ха!

Вот он, безусловный повод

для последнего стиха!

 

(Конец цикла)

* * *

От слов, не сказанных –  на всякий случай –

болит душа и ноет голова,

но все ж они, конечно, много лучше,

чем те, произнесенные едва.

 

Едва произнесешь –  и не воротишь,

уже не скроешь, не перевернешь,

уже тобой отмечен твой зародыш,

растет, и на тебя уже похож.

 

Свое дитя –  не спрячешь, не задушишь,

свое дитя –  уложишь на кровать,

и будешь свое тело, свою душу

незваному нахалу отдавать...

 

Но есть еще минута: как же быть?

Произнести ли? Не произносить?

 


 

* * *

Не бывает несчастной любви,

а бывают несчастные люди:

с ядом в сердце и с жаром в крови

для себя, для себя они любят!

 

А ведь лучше любить – для нее,

для него полюбить беспредельно,

и тогда вот – пустое житье

станет вечным, веселым и цельным.

 

А ответят тебе или нет –

это дело десятое: ты лишь

в этом стихотворенье поэт

и решаешь начало и финиш.

 

И с тех пор тебе весело жить

в этом ласковом, розовом свете...

А вообще-то, меня не любить

невозможно: запомните, дети!

* * *

Соскучились? Вернусь, в конце концов!

И встретимся. И будем рады, рады!

Но только, чур-чура, не надо правды,

заветной правды дедов и отцов...

 

У нас своя, мы сами не поймем

ее до дна: мы кто теперь друг другу?

И где предел? И жилка бьется туго

на шее у меня и на виске твоем.

 

Не замечать стремительных секунд,

что так предельно бьют, бесповоротно:

пусть бьют! А в это время тихо, кротко

глаза в глаза пытливые текут.

 

И, может, им не надо ничего,

а только без вины, без укоризны,

безмолвно, отрешенно, бескорыстно

разглядывать родное существо.


 

* * *

Я не стану желать больше, чем мне можно!

Я не стану жалеть больше, чем ты, Жалость!

Я не стану любить больше, чем то должно!

Так почему ж сердце мое сжалось?

 

Стану расчетливой и навсегда зрячей:

дай только сил, дай мне ума, Боже!

Если ж останется что, я навсегда спрячу

и от иных, и от себя тоже.

 

Кем же я буду, если в таком виде?

Да, то чужая женщина – все говорит про это,

да, то другая женщина к вам на порог выйдет,

и никогда, и никогда ей не быть поэтом!

ЖГУ СВЕЧУ

Видно, все остается в силе:

снова свет у нас погасили…

я досаду, как все, лечу:

жгу свечу.

 

Жгу свечу и смотрю на пламя:

что огонь вытворяет с нами?

Что сулит? Гадать не хочу,

жгу свечу.

 

А огонь горит напоследок

во все стороны – так и эдак.

Может, жизнь свою проскочу?

Жгу свечу.

 

Вот и пламя кончает службу,

валит в кучу вражду и дружбу…

и на это я промолчу!

Жгу свечу.

 

Что же делать – к концу приходит

все, что так в душе колобродит,

что не видно конца… Я не плáчу - плачý.

Жгу свечу.

* * *

Спала я, а сны-то мне снились...

То медлили, то суетились,

и были так долги и сладки:

конфеты «коровка» с помадкой.

 

Как после тяжелой болезни,

на мир я гляжу сквозь ресницы,

как будто мне все еще снится

все это – и тем бесполезней,

чем дольше гляжу на него я,

а снится все то же, былое...

 

Неужто так долго спала я,

а в мире вокруг меня то же:

все те же унылые рожи,

все та же – до самого края –

не новая жизнь, не другая,

а та ж, безнадежно былая,

все та же фальшивка, дешевка:

ларек, и базар, и столовка,

все те же безглазые лица...

Плевать мне, все это лишь снится!

 

Пора бы, однако, проснуться,

умыться, прибраться, встряхнуться...

И мир, как протянутый кукиш...

А нового больше не купишь!

* * *

Как же быть мне теперь, как же быть мне

в этой долгой удушливой битве:

ведь покуда окончится миром она,

я одна и одна в ней сражаться должна...

 

И звучит безнадежная нота пустая,

и я руки свои, покорясь, опускаю,

но зато поднимаю сухие глаза,

но зато понимаю, что можно – нельзя!

 

И душа моя вечная, бренное тело –

не живут они так, как бы я не хотела,

не живут и как сами они не хотят,

но их время уходит, они же хотя б

 

у старательной жизни прощения просят,

пока можно еще, пока ноги их носят!

 


 

* * *

Вы видите – сердце бастует,

вы видите, как, чуть дыша,

пустует, пустует, пустует,

и гаснет, и гибнет душа.

 

Не хочется ждать этой доли,

не хочется видеть мне, как

ее необъятное поле

от жажды сожмется в кулак!

 

Не хочется знать, что покинет

мой разум угодье свое,

не хочется стать мне – богиней,

пожравшей себя самое...

 

Но как же мне скрыть от погони

смертельно уставшую суть,

когда оголтелые кони

ее на край света несут?

 

И тянут по самому краю

всю жизнь и надежду мою...

 

Одно утешенье: я, кажется, знаю,

как жить и любить – у него на краю!


 

* * *

Ох, нечестиво

нам – плакать часто:

быть несчастливой –

не быть несчастной!

Порядок в платье,

и рот алеет.

Не надо знать ей,

что пожалеют!

 

Затем, что жалость –

пустое дело!

Под старость шалость

отяжелела,

но спесь святая –

уж вы поверьте –

все вырастает

до самой смерти.

У ОКНА

Вот когда ты взялось за меня,

одиночество каждого дня!

Вот когда я сижу у окна

без малейшей потачки, одна...

 

Ну, и что? Нам не скучно – вдвоем

с ироничным, лукавым умом,

а с любимым пиитом – втроем

мы заглянем в оконный проем.

 

Позвонишь – мы уже вчетвером,

позвоню я – и мы впятером,

даром что, как и прежде, одна

я сижу у того же окна!

 

КОЛОДЕЦ

Я не люблю бороться

ни с кем и никогда!

А в пропасти колодца,

где так свежа вода,

так холодна водица,

темна и глубока,

и хочется напиться,

и тянется рука...

Но оборвалась строчка,

не дотянуться, нет!

 

Не стоит ставить точку...

Чтобы увидеть свет

в конце туннеля. Просто

так потянуться... ну!

Чтобы хватило роста

на эту глубину!

 

* * *

  Мне грустно и легко...

 

  А.С.Пушкин

 

Мне грустно, как всегда, и, как всегда, легко.

Я, видно, как всегда, пашу неглубоко,

и, видно, как всегда, тревожусь не о том,

и, как всегда, кипит, сбегая, суп с котом...

 

А время подошло – пора платить долги.

И поздно, как назло, и не видать ни зги.

Но постараюсь я хоть на исходе дня

все вспомнить, подсчитать – не бойтесь за меня!

 

Не пропустив ни дня, верну, что мне дано:

не бойтесь – я того не стою – и давно!

* * *

И  солнышко зашло. И ветер предрекает

большое плаванье большому кораблю...

А я теперь грустна: мой друг меня ругает,

что я себя счастливой называть люблю.

 

Чтоб вспомнить бы ему, как много разных

  смыслов

у наших слов: у жизни на краю –

особенно. И тяжко мне, и склизко

карабкаться вот здесь: ведь я почти в раю.

 

А я всю жизнь свою по строчкам вспоминаю:

и разные дела, и разные слова,

и снова, и опять, и вместе понимаю,

как счастлива была и как была права!

 


 

* * *

– Держи морковкой хвост! – говаривал мне друг.

А я, бывало, в крик – ну, почему морковкой?! –

– Ну, пистолетом! – Нет, ты говоришь неловко

и некрасиво: слышать недосуг

 

мне эти речи! –  так ответствовала я

и, умолкая, собиралась в гости,

запрятав от насмешек и битья

мой симпатичный, милый, тайный хвостик! 

МОЙ ДОМ В АМЕРИКЕ

Велика моя каморка:

книги, столик, телефон,

деревянных ставен створки,

весь в кустарниках забор

да изящных белок сворка  –

на кратчайший разговор.

 

Ах, как жизнь моя красива,

вся красива  – под конец:

под снегами жжет крапива,

и колючий леденец

превратится, наконец,

в свеклу или огурец!

 

Да и я сама, не сглазить,

напоследок неплоха,

как из грязи, так и в князи:

даже добрая сноха

скажет: «Что ж ты хорошеешь?

Как же это ты умеешь?»

 

– Я про то тебе скажу,

что от страха вся дрожу:

кто мне сделал дело это?

Кто пустил меня по свету,

дал мне карого коня,

сына, дочку и меня,

самое себя мне дал,

поклонился и пропал!

 

Может, песенка и спета?

Как узнать про дело это?

СТИХИ, ПРИШЕДШИЕ ИЗ ХVIII ВЕКА

Кто сказал, что на том свете

только радость да покой –

пусть он знает, что в ответе

ну, хотя бы, предо мной!

(Как и я сама в ответе

за свое житье на свете

этом – а о том покамест

я не думала, покаюсь!)

Но не верю, что блаженство,

красота и совершенство –

вечный вечности удел.

Тот, кто этого хотел –

лишь поверхности касался:

Божий мир ему казался

совершенно не у дел!

 

Что без горечи за сладость?

Без страданья – что за радость?

Что за отдых – без труда?

Что «всегда» без «никогда»?

Где блаженство – там страданье,

где любовь – там содроганье,

а из ада да из рая

возникает жизнь вторая,

та, которую Господь

нам дает за нашу плоть.

И миров круговращенье,

погребенье и ращенье,

их согласное житье

составляют Бытие.


 

* * *

Все переделано ли? Есть еще дела?

Зачем-то мать меня в мученьях родила,

и для чего-то я осталась в мире?

Вот город, вечер, дождь, дрожащие огни,

и мы с тобой, душа, на улице одни,

и голос мой все звонче, вдох все шире.

 

Что ж, ладно, остаюсь! Застыну у черты,

где прячутся слова последней простоты,

и где живет мое Высокое Начальство.

С доверием живу, с доверьем гордым жду

тот удивленный вдох, тот миг, ту ерунду,

с которой я начнусь, чтоб боле не кончаться...

ТУТ ЖИВУ...

1.

Тут живу, невдалеке,

тут, за адом и за раем,

тут живу я, налегке

и на тяжесть невзирая.

 

Так и буду жить – строка

из какой-то там баллады.

Так и буду жить, пока

вы не скажете: «Была ты»...

 

2.

Я знаю ли сама, чего хочу,

чего чуждаюсь и чего боюсь?

Зачем же, Боже, я тебя учу?

Зачем тебе советовать берусь?

 

Ведь я никто и звать меня никак,

и перед тем, как мне навеки лечь –

не знаю, что там будет: может, мрак,

а может быть, сиянье Божьих свеч?

 

3.

Твое завещанье в конверте

о ней, о неистовой ней!

Я помню, не бойся, о смерти,

я помню о смерти моей!

 

И я появлюсь к вам, чуть свистни,

наладив два легких крыла...

Но лучше я помню о жизни

и как на Земле я жила...

* * *

Что-то я развоспоминалась!

Кажется, любую малость

не забуду никогда,

будь хоть радость, хоть беда,

я люблю ее, такую,

как была. Я не тоскую,

 

что не так сложилась жизнь,

как могла бы. Ты держись

за такую, за какую

Бог дает. А я ликую:

все могло б наоборот,

а Он такую мне дает.

 

Как мне это объяснить?

Оборвется жизни нить…

Оборваться – оборвется,

и ведь что-то остается

от всего, что было мной

здесь, под Солнцем и Луной!

 

* * *

Вот день прошел – и я ему, шалея,

кричу: не уходи еще, постой!

Вот день прошел – и я о нем жалею,

хотя он был короткий и пустой.

 

Вот жизнь прошла – и я о ней не плачу,

и отпускаю с миром, не кляня,

труды мои, удачи, неудачи...

 

Вот жизнь прошла – а я жалею дня!


 

* * *

Что делать мне? Что делать мне? Что делать?

Что думать? Чем дышать, кормиться мне

здесь, в опустевшей этой, оголтелой

и от меня отдельной стороне?

 

Дождь бьет в лицо, а в ноги хлещут лужи,

и душу не согреешь без огня,

я не нужна – и мне никто не нужен...

О Боже, дай мне жить или возьми меня!


 

* * *

Одиночество, как ты сковало меня,

как же ты стосковало меня!

Только чем откровенней с тобою я бьюсь,

тем все меньше тебя я боюсь!

А боюсь я тебя издали,

я боюсь тебя – с краю Земли,

но сильней я – тебя: ну, ударь меня влет,

одиночество – снег, одиночество – лед,

я ж – из крови, как бы из огня:

ну, ударь же, ударь же меня!

Но на гору твою я взберусь:

не боюсь, не боюсь, не боюсь!

Я дохну своим жарким огнем

и войду я в тебя – напролом,

заклинаю тебя, проклинаю тебя,

одиночество, я доконаю тебя!

ПРОЩАНИЕ С ЛЮБОВЬЮ

1

 

Но есть же конец этой воле,

вот этой развязке души?

Ну, дай догореть своей боли,

хоть ради достоинства, что ли?

И птицам на корм покроши.

 

Зачем же ты видишь и слышишь

пустое боренье сердец?

(К тому же, что видишь, все пишешь!)

Уймись, говорю тебе, тише,

состарься, умри, наконец!

 

Ведь все это просто и ясно:

сорвавшийся, бешеный пыл –

зачем он пылает напрасно,

жестоко, безумно, прекрасно,

на грани рассудка и сил?

 

2

 

Не оторвусь от тетради!

Что это деется, ради

Бога? Зачем мне сие?

В этом гнетущем июле

солнца лучи, словно пули

целятся в сердце мое.

 

В шахматы люди засели.

Вот друг у друга и съели

несколько важных фигур...

В этом блестящем гамбите

вы хоть меня не губите,

даром что дура из дур.

 

3

 

«Божие благословенье

и нежданное продленье

жизни», – вот что скажут люди.

Так чего же не хватает

сердцу, что оно все тает,

как мороженое на блюде?

 

Солнца, что ли, слишком много,

что так тяжела дорога

к жизни (может быть, обратно?)

Я не знаю, что случилось,

отчего мне божья милость

так невнятна и превратна?

 

Только вышла – притомилась

и к порогу прислонилась,

и идти я не смогла.

И гудит, точнее, воет,

над моею головою

медоносная пчела!

 

4

 

Так тяжко с корнем вырывать,

так не хотелось отдавать,

а не бери чужого.

 

Все потому, что станет твой

и напоен твоей водой,

от твоего ожога

он не умрет, но он уйдет,

тихонько, задом наперед,

и за собою след затрет

до самого порога.

 

5

 

Грустно терять, но что делать - пропало!

Плохо лежало: не так и не эдак,

душу томило, в печенку попало,

долго молчало и тяжко дышало,

и, утомивши, ушло напоследок.

 

Жалко его, ненаглядного, больно

ради него…

  Но что делать? Довольно!

Все же, любя, до последнего дня

буду жалеть - но и будет с меня!

Без униженья. Достоинства для.

 

6

 

Успокойся! А я ведь спокойна!

Отгремели негромкие войны,

и судьба доказала судьбе,

что гуляет сама по себе

и что любит себя самое,

а не боль и безумство свое.

 

Успокойся, утихни, довольно!

Ведь уже не печально, не больно,

и достаточно ты постарела,

чтобы силы иные окончили дело,

невыносимое дело твое,

и зачеркнулось навек бытие.

* * *

Мне стыдно признаться, что тяжко живется,

что я пропадаю от муки своей...

И скрою от мира, как мука зовется,

что горше всех трав, всех морей солоней!

 

Вольно же мне было искать ее всюду,

несбывшейся муки, – и не находить.

И все же найти и как будто Иуду

ввести ее в дом и за стол посадить.

 

Но я не жалею, не чахну, не плачу,

я делаю вид, что живу, как в раю:

скрываю от мира мою неудачу,

от мира скрываю – удачу мою!

* * *

Не огорчайтесь, мои дети,

что неуместны речи эти,

что Мать и Бабушка давно

не тем живет, что ей дано

 

и возрастом ее, и полом;

перебивается веселым

и грустным – всяким, но не тем,

далеким от достойных тем.

 

Я, правда, больше так не буду!

Я свое место не забуду

и на него опять взойду

у вас, любимых, на виду!

 

 * * *

Многому время учило меня,

и научило – немногому:

жизнь проживать, ничего не кляня,

и обхожденью нестрогому:

если приходит дитя – улыбнись,

если мужчина вошел – не клянись,

ежели женщина – будь ей сестрой,

собственным духом жилье себе строй,

пусть это будет скучней, тяжелей –

суток своих никому не жалей

и, вообще, не жалей ничего:

нет у тебя ничего своего,

кроме души и таланта, а Бог

не подпускает на этот порог

кроме тебя. И прими на чело:

в жизни не бойся вообще ничего,

легкой стопой по дороге иди,

будто бы все у тебя впереди,

паче, когда это все – позади!

ВАШЕМУ КОРАБЛЮ

Не отчаивайтесь, други, не отчаивайтесь!

К затонувшей Земле вы причаливаетесь...

Я скажу вам и вашему кораблю:

я люблю вас, люблю вас, люблю!

 

Как и раньше, когда я моложе,

когда лучше была, я ведь тоже

умоляла: «Имеешь – потрать,

но надежду не можно терять!»

 

Потому что одна лишь надежда –

ваша пища и ваша одежда.

И корабль ваш лишь ею на волнах покачивается,

начинается ею и заканчивается.

* * *

День ушедший, день вчерашний:

нежность, дружба и родство…

Убивать надежду страшно:

ведь живое существо!

 

Оставлять в живых надежду

здравый смысл не велит,

и она, закрывши вежды,

стонет, плачет и болит.

 

Я шепчу ей тихо, нежно:

«Бог с тобой, моя надежда!

Ты, без веры, без любви,

если можешь – то живи!».

 

– «Я без хлеба проживу,

я без лета проживу,

и скажу тебе, невежде,

что, без пищи и одежды,

и во сне, и наяву,

и надеясь без надежды,

без надежды проживу,

одинокая, во мгле,

против Неба – на Земле!».

У МОРЯ НА ПЕСКЕ

Я бог муравьев и комашек:

решаю, живот или смерть.

Сосна мне крылами помашет,

вонзаясь в небесную твердь,

туда, где Господь обитает,

он там, в глубине глубины

владенья свои облетает,

пасет своих звезд табуны.

Ни разу не сделает больно

ни солнцу, ни малой звезде,

и мне улыбнется невольно,

любовь узнавая везде...

 

НОЧНАЯ БАБОЧКА

Вот бабочка ночная:

сера, стара, тиха,

и я за ней не знаю

ни одного греха.

 

И вся она литая

и серая, как мышь.

И мечется, летая.

Куда ты так спешишь?

 

Устала и присела,

раздвинула крыла,

и тут-то я успела,

и тут я поняла!

 

Внутри у ней иначе:

там алые глаза,

огромные тем паче,

горят, как образа.

 

Что ж ты их плохо прячешь?

Как молнию гроза!

 

ЭТА ПЕСЕНКА

Мимо дождика и солнца,

мимо мировых светил

стройный ритм один несется,

что помог мне и сгубил.

 

И погибель, и отрада

песня сердцу моему,

ее помощи я рада,

а погибель я приму.

 

Может, в ней мою победу

вижу я при свете дня?

но смеется песня эта,

убегая от меня.

 

Я прошу ее: останься

и побудь в моей груди –

удирает в ритме танца:

ну, и ладно, уходи,

 

хоть и станет безотрадной

жизнь, что встретилась с тобой!

Уходи в своей нарядной

юбке красной, голубой…

РОМАН В СТИХАХ

Я горжусь, сочиняя роман,

«Романистка!», – мне сын говорит.

Ах, не смейся: его аромат

Словно жизнь мне вторую дарит.

 

И все благоуханье его,

словно истина в жизни моей.

Быть не может, чтоб столько всего

пронеслось в бесконечности дней.

 

Быть не может, а было, да-да!

И опять повториться должно.

И когда я прибуду туда,

я узнаю, что мне суждено.

 

Я узнаю его по шагам

и по милой его красоте.

И последние миги отдам

неразумной любви и тщете.

КТО КОГО?

Просто я в лад со всеми

тоже иду на дно...

Я убиваю время

или меня – оно?

 

Я от него уплываю

рыбкой, мечусь, как мышь,

но я его убиваю

леностью мыслей, мышц.

 

И, помолившись Богу,

думаю до утра:

все же его так много,

все же оно – гора!

 

Ногу продевши в стремя,

не вытирая пот,

этот разбойник Время

быстро меня убьет!

 

Он надо мной хохочет,

звук – от небес до трав –

он убивать не хочет,

но он привык – и прав!

 ВСЕ КОНЧАЕТСЯ…

Незаметно кончается лето,

Вмиг окончится год перемен,

все кончается… Кончится это

и ничто не начнется взамен.

 

И останусь одна я, одна я

поздним вечером и поутру,

и никто мне не скажет: родная!

И никто… А потом я умру.

 

Но сначала… Услышу сначала,

как, прекрасна, победна, мила,

вся ушедшая жизнь прозвучала,

убеждая меня, что была,

 

и тихонько, ничем не наруша

обаянья, мерцанья, тепла

и любовью наполнивши душу,

перед тем как - что делать? - ушла!

 

ПАМЯТИ ТЕХ, КОГО БОЛЬШЕ НЕТ С НАМИ

Вздрогни, вспомни, выпытай,

сколько вместе выпито,

сколько вместе сижено

в наших старых хижинах.

 

Сколько вместе прожито

радостей и горестей,

а конец непрошеный

мчится в черном поезде.

 

Вот его мы встретили,

проводили горестно,

всех мы их заметили

в этом скором поезде.

 

Но, вообще-то, в очи им

не хотим заглядывать,

чья там ближе очередь –

не хотим загадывать.

 

Здесь мои товарищи,

здесь, со мной пока еще

жизнь быстротечная,

память их навечная.

 

14 июля 2001 г.

ГОДОВЩИНА

1.

 

Жить уже я не спешу,

потихоньку выплываю...

Все хожу, хожу, хожу

там, где стежка угловая,

там, где ты лежал тогда

с бытием простясь навеки,

и неслись твои года,

твои горы, твои реки,

и неслись вперегонки

напролом, к тебе навстречу,

так нежны и так легки,

а уже ответить нечем!

 

2.

 

Книги писать – нестандартный удел!

Книги писать – это он не хотел,

но он хотел, чтобы я их писала:

это меня перед миром спасало,

это давало мне силы и волю,

освобождало меня это, что ли?

Вы все поймите: ведь думаю я –

книги со мною писала семья,

вместе со мною – семья дорогая,

силы свои для меня напрягая,

и, понимающий все отродясь,

как бы играючи, вечно трудясь,

с видом мальчишки неся все излишки,

муж мой писал эти трудные книжки.

 

3.

 

Как тебе удалось – после смерти твоей,

посреди всех приливов-отливов,

одиночества дней и печали ночей

меня в мире оставить счастливой?

 

Это все потому, что не можно забыть

грубоватость изысканной речи,

неустанность ходьбы, необычность судьбы

и твоей красоты человечьей!

 

14 июля 2001 г.

У БЕЗДНЫ

А Бог меня не уберег

(а может, просто не хотел),

и у меня все поперек

и даже задом наперед,

и мимо дел, и между тел.

 

Но верю я и сознаю,

что я у бездны на краю

стихи такие создаю,

как будто я уже в раю

или недалеко от рая,

где начинается вторая

жизнь, и где первая моя

уже закончилась... А я

никак не помираю.

 

И, проходя, ты худо-бедно

хоть задержись над  этой бездной,

где я застряла на года

и даже, может, навсегда,

 

ПРОЩАНЬЕ СО СТИХАМИ

(со злостью и слезами)

 

Ну и хватит! Надоело!

И, вообще, не ваше дело,

чем я время занимаю:

я у вас не отнимаю,

своего не отдаю,

пропадаю на краю

жизни, но стихов отныне

не услышит от меня

ни мой друг и ни мой ворог,

тех, заветных, от которых

ухожу я, как в пустыню,

их не сыщете отныне:

тьмой ночной, на свете дня,

все соблазны отгоня,

потому что те соблазны

все со мною не согласны,

все покинули меня!

 

Я их тоже покидаю…

Головою покиваю:

ты прощай, моя родня,

поживи-ка без меня,

поскучай-ка ты за мной

в жизни грустной и земной!

* * *

Зачем, зачем молчит твой скромный дар

вместо того, чтоб нанести удар,

сверкнуть, блеснуть, своей пометив меткой

тот звук, не столько сильный, сколько редкий?

 

Зачем молчишь? Ведь месяц август – твой!

Ты за него ручалась головой,

ты им последним, летним награждалась,

когда ты на краю его рождалась.

 

Зачем молчишь? Недаром я, Господь,

создал твою нетронутую плоть,

ни одного закона не наруша,

в нее вдохнул я жизнь твою и душу,

дал голос, приказал: гляди и пой!

Я за тебя ручался головой.

 

Зачем молчишь? Дитя мое, довольно!

Тебе еще пока не  слишком больно:

открыть глаза, и на людей смотреть

приказываю я! Приказываю петь!

* * *

Ты мне святую веру дал,

и тонкий слух, и скромный дар,

и счастием приветил.

За что меня отметил?

За что, о Боже, и зачем?

Ведь я – ничто, и быть ничем

так просто и приятно,

но не вернешь обратно

святые вещие дары!

Не стою я Твоей игры,

я знаю, что не стою,

но эту жизнь я строю,

учитывая все равно

то, что Тобою мне дано,

и можно ли иначе?

Хоть я об этом плачу!

Но лицемерить не хочу

и потому я не молчу,

а все Тебя тревожу:

за что, за что, о Боже?

МОЛИТВА

Свете светлый! Льясь, дробишь и множишь

образ свой, ликуя и маня...

О, не покидай меня, мой Боже,

Господи, не покидай меня!

 

Жизнь мою ты всю со мною прожил,

без тебя не нахожу и дня!

До конца останься, Святый Боже,

Господи, не покидай меня!

 

Умиротворяя и тревожа,

Ты во всем, что вижу и пишу.

О, не покидай меня, мой Боже!

О, не оставляй меня, прошу!

 

И Твоей, а не своею волей,

и Твоей, а не своей рукой

наполняю город, воздух, поле

новой высотою и другой.

 

Зачарованная песня льется

из неопалимого огня.

Там Господь живой, Он мне смеется,

осеняя, одаряя и храня...

 

Господи, не покидай меня!

КАК БУДЕТ...

Вот повидло нашлось из прошлогодней сливы,

вот вино: попьем – и язык начнет заплетаться...

Обходиться безо всего и быть при этом счастливой –

это трудно, но надо, все-таки, попытаться!

 

Вон ребенок пошел: гляди, какой он комичный,

ух, прелестный какой, ну, просто умопомраченье!

Доплетемся домой, присядем – вот и отлично,

сразу кофе попьем или, может, чаю с печеньем...

 

Это мелочи все, не ими, все же, мы дышим,

но и мелочи впрок, не стоит и мелочами бросаться,

а напишем стихи, если вообще напишем,

если их одолеем – жизнь прекрасной будет казаться.

 

Это мелочи все – а главное – чашу наполнить,

полюбоваться ею и зачерпнуть из нее же,

а еще главнее – надо лучше запомнить:

жизнь – не навсегда: это скоро кончится все же.

«Я счастлива была…»

Марлена Рахлина повторяет эти слова не раз в раз­ных вариантах и в разных стихах – несмотря на нелег­кую жизнь, тяжелейшие утраты, болезни. Ни одна из бед, выпавших на долю поколения родившихся в 20-х, не обминула М.Рахлину. Война, унесшая жизни друзей и близких, эвакуация, репрессированные родители и друзья. Потом – неприятие коммунистической идеоло­гии и преступной власти, неприятие открытое, гордое, не ограничивающееся шепотом на кухне. И, как след­ствие, вся жизнь под надзором органов, репрессии среди ближайших друзей, которых М.Рахлина поддер­живала в открытую – стихами, напечатанными за гра­ницей, письмами в лагерь – всем существом. И все-таки поэт пишет, что был счастлив, и в это веришь, несмотря на то, что в книге так много горя, одиночества, боли и даже отчаяния.

Счастье – это дар, гораздо более редкий, чем та­лант. Совпадение этих качеств у М.Рахлиной де­лают ее поэзию необычной, яркой, живой. При всем том ей присуще подлинное христианское смирение. Жизнь и смерть, боль и горе – автор все принимает без ропота. Живу – значит, приму все, значит – обо всем напишу. И в самих этих стихах – жизнь и наде­жда.

 

Инна Захарова