Марлена Рахлина. Стихи
Другу в поколеньеСестра моя надежда, защитница земли, зеленая одежда затеплилась вдали и стелется по ветру, Все исподволь смеется,
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА Моя третья (но первая неподцензурная) книжка стихов «Надежда сильнее меня» вышла в 1991 году. Предисловие к ней написал Борис Чичибабин. Это предисловие, хотя и неоправданно-лестное по отношению ко мне, есть яркое художественное произведение, вполне достойное таланта его автора. Но в этот раз я решила (вернее, очень захотела) сама написать предисловие к моему сборнику. Почему? Мне кажется, что в моем случае есть оправдание у меня. Оно в том, что (да простит меня Бог!) мне кажется, что я предлагаю читателю последнюю прижизненную книгу моих стихов. Я и составляла ее как последнюю. Первая часть этой книжки состоит из стихов, нигде не печатавшихся, написанных за последнее время, за исключением триптиха «Поэт и гражданин начальник» (стр. 16), который относится к разным, но давно прошедшим годам (я там поставила даты), и стихотворения «Хозяйка сказала...» (стр. 12). Во второй раздел я поместила стихи, которые я предпочитаю другим, хотя вполне отдаю себе отчет, что время и читатель могут решить иначе. Но это все присказка. Мне, главным образом, хотелось сообщить читателю этой книжки свои мысли о том, чем именно мое поколение, которое сейчас уже на исходе жизни, резко отличается от своих отцов и старших братьев. Для этого я попрошу сначала остановить свое внимание на стихотворении «Не верь, не бойся, не проси» (стр. 24). Я как-то не нашла случая упомянуть, что слова этого заголовка, как заповедь зека, придумал Варлам Шаламов. А вот эпиграф к ним я взяла из боготворимого мною Осипа Мандельштама, потому что ради этого эпиграфа и написано все ст ихотворение. По-моему, разница между нами и ними как раз в том и заключается, что многие из них (в частности, и Пастернак и тот же Мандельштам) старались (и отчаивались!) хоть во что-то из официальной идеологии — поверить. А мы — никогда! Вернее будет сказать: уже никогда! Из нас выходили либо марксистско-ленинские циники, уже прекрасно знавшие, что им нужно, либо такие (или более-менее такие) люди, как я. Все это очень трудно объяснить. Ведь мы все оболванивались октябрятско-пионерско-комсомольским воспитанием (правда, вот мой муж, например, никогда не был комсомольцем, хотя, принимая во внимание его 1925 год рождения, в это трудно поверить!). И вот тут очень пригодился гениально придуманный Оруеллом (или просто из тогдашнего воздуха выхваченный) термин «двоемыслие». Двоемыслие не есть лицемерие или двоедушие. Это особое состояние ума и еще больше — психики, когда одно и то же явление есть то-то и в то же время нечто полностью противоположное. На первых порах, когда мы только начинали улавливать ложь, в которой мы жили, ох как нам помогало защитное двоемыслие! Не задумываться! Не вникать! Не заходить слишком далеко! Но ведь многие из нас, я думаю, большинство, были нормальными людьми! И очень скоро наша психика перестала справляться с искусственно приобретенным качеством. Медленно, к каждому по-своему, к каждому в своих частностях, приходило прозрение. Я, например, в 11 лет сама себя крестила в реке Псел, в Шишаках. Я крестила себя не потому, что была христианкой: я вообще не имела понятия о религиозных конфессиях. Простоя где-то услыхала, что если веруешь в Бога, надо креститься. Веру в Бога, неизвестно откуда взявшуюся, я ощутила года за два до этого.
Я была любящей и послушной дочерью первых советских комсомольцев, а потом и коммунистов (конечно, расплатившихся за это лагерями и гибелью). Я бы побоялась встретиться с ними в религиозной дискуссии. Но, тем не менее, я уверовала! Я думаю, что именно так дала о себе знать моя первоначальная реакция на душившую меня ложь, а Вера оказалась первой посетившей меня Правдой. Но мой случай — одна из частностей, о которых я сказала. Конечно, поведение и доморощенное мировдззрение моего поколения было очень нестандартным и разнообразным. Конечно, много было в нем — и осталось — людей, до сих пор верующих в привлекательные и такие простые истины марксизма («все равны» и «все поделить»). Конечно, эти истины, при их примитивной доступности, будут еще не раз привлекать разных людей. Но относительно именно нашего Государства иллюзий уже не было ни у кого, ни у к о г о из нас! Это было очень мучительно. В одном, еще нигде не печатавшемся, стихотворении у меня есть такие строчки:
Вот и солнышко заходит, светлый, вечер настает, учит жить меня законник, мой. наставник, мой народ, стережет моя милиция от самой себя — меня. Ах, как хочется мириться, жить и жить бы, день от дня!... «Мириться» очень хотелось. Для гармонии. Для душевной пристойности. Но не получалось. И тогда со всеми нами произошло то, что произошло! Теперь «спасибо за внимание» и я даю слово стихам. Марлена Рохлина.
1 Бери же ноту «Си» Стихи 1992-1993
* * *
Что было в жизни худшего, заслуженного мною,
Из воздуха да солнышка, да словно всамоволку
И начиналось радостью, и продолжалось болью,
И зажигалась елочка, и продолжалось чудо,
ЕСЛИ ЛЮБИШЬ ТЫ КОГО...
Если любишь ты кого,
Если пишешь ты стихи –
Ведь сжигаешь ты себя
Ведь сжигаешь ты себя,
Но душа — она жива,
АХ, ДРУГ МОЙ ВАСЯ!...
Еще до одной весны дожила:
Да что там «пол»? Только малый след.
За все в ответе, за всю, за всех...
Идешь — и тяжко болит спина...
Ах, друг мой, Вася! Ну, говори:
* * *
Хозяйка сказала: дай, пересыплю подушки,
И хозяйка решила: дай же, сварю варенье,
И варенье сварено, и придумано много другого,
1960 г. (?) К ФОТОГРАФИЯМ МОИХ РОДИТЕЛЕЙ, извлеченным из следственных дел Д.М. Рахлина и Б.А. Маргулис в архивах КГБ ФОТОГРАФИЯ ОТЦА
Вот вам «эпоха культа»... Тоже нашли словцо! Время, жестокий скульптор, лепит твое лицо.
О роковое пенье! О неизжитый страх! Мужество и терпенье в дымных твоих глазах, губы, как камень, сжаты, словно у трупа, просев...
Видишь, какая жатва? Страшным же был посев!
ФОТОГРАФИЯ МАТЕРИ
Мамочка, мама, какие глаза, мучительные, измученные, к вечной боли приученные, а мне заглянуть в них уже нельзя...
Мамочка, мама, прости! Прости, к себе пропусти!
Вместе попробуем мы понять,
Господи Боже, стыдно! ЧИТАЯ «ВСЕ ТЕЧЕТ» ВАСИЛИЯ ГРОССМАНА
Что ж делать нам, кто это пережили?
Уж лучше бы нас с вами порешили,
«Чудовище с зелеными глазами» —
Ведь жили мы! И пели! И плясали!
Ах, стыдно! Сердце рвется от стыда, ПОЭТ И ГРАЖДАНИН НАЧАЛЬНИК
1. Сказка
Скажу Вам сказку. Но учтите:
Входите к нам, о наш учитель, о наш великий педагог! Здесь мы живем — вполне легально, вот это наш диван-кровать! Мы любим Вас — к чему лукавить? Боимся Вас — зачем скрывать? Не учтены, не подотчетны, стелясь покорнее травы, летели судьбы наши к черту, как только их касались Вы, как только лбами сшиблись в действе, как только встретились на миг мирок наш, любящий и детский, и Ваш реальный толстый мир.
Мы поумнели: смотрим браво, со смехом злость мы будем путать
1962 г.
2. Мой праздник
(Узнав об опубликовании «Стихов Алтуняну»
А все-таки я вам врезала!
Пусть вы перед нами крезами,
А все-таки я вам вмазала!
Хоть вы нас — атомом, лазером,
Но век разбираться будет,
1983 г.
3. Прощание с морем
Я вошла в тебя, море, — ты вошло в меня, море.
Вся твоя голубиная глубина, словно жизнь моя длинная, сочтена!
Я пришла попрощаться: обними меня, море,
1984 г., лето
4. Поэт и гражданин начальник (Диалог)
Гражданин начальник (входит):
Гражданин начальник:
Гражданин начальник: Что делать? Служба! Хлеб насущный, утробе смертного присущий, не добывается легко... Да что, ходить недалеко нам за примером. Сколько, бишь, Вам заплатили в «Континенте» за вирши новые? Поэт молчит.
Гражданин начальник: Все молча, как на киноленте
Гражданин начальник:
Поэт: Заснул я вроде, не пойму... Мне что-то снилось... Вновь тюрьму во сне увидел... И в оконце жемчужный розовый рассвет в решетках... Мне семнадцать лет, а где-то воля, где-то солнце... И рифмы, звонкие, как медь в колоколах... Начнут греметь — и нет как нет тюрьмы... Однако, здесь, вроде, лаяла собака, как-будто бы пищала мышь, или комар зудел над ухом?
Увидев гражданина начальника, укоризненно: А, так и есть! И сном, и духом! Чуть я засну — и ты шумишь.
1983 г. (?)
В ЭТОТ ЧАС
Никогда еще так не хотелось
Говори, о родная невежда,
ПАМЯТИ АНДРЕЯ ДМИТРИЕВИЧА САХАРОВА
Ах, дура-смерть! Блаженнейшего мужа
Ах, без него в стране у нас так грязно,
А ты молчишь, высокое собранье,
16 декабря 1989 года
БРЕХНЯ
Продержались браво, продолжались свято! ни охнем — с нею же остались, от нее ж подохнем.
Грязные одежды выстирать не смею: лучшие надежды обернулись ею! Все журчит, все жучит, громко, бестревожно... Так она живуча, так она надежна! Так мы — тридцать трижды — путь вершим опрятный от брехни — до правды — а потом — обратно!
ПОЛИТИКАМ
Живя — от края и до края,
Не отделив души от тела я разве этого хотела
Ну что ж, ведь я сама виновна где волки здесь, и где здесь овны
И пусть как молодость, так старость —
«НЕ ВЕРЬ, НЕ БОЙСЯ, НЕ ПРОСИ!»
С миром державным я был лишь ребячески связан, устриц боялся и на гвардейцев глядел исподлобья, и ни крупицей души я ему не обязан, как я ни мучил себя по чужому подобью.
Осип Мандельштам
А я и не мучила даже
во всяческих дырах и норах,
любя только светлое Слово
В ряды, охранители, стройся,
ПРОЕКТ АВТОЭПИТАФИИ
Не желаю знать о беде!
Я хочу, чтобы в те края,
Я хочу, на старости лет,
Не тревожьте моей мечты:
Мы прошли с ней «и Крым и Рым»
...У меня одна голова,
ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Мы едем по хайвею,
Ведь это Я — на Тихом,
А на деревьях — лапочки — горят себе, горят!
А там, где моя доченька
От берега до берега,
Я ВЕРНУЛАСЬ... Я вернулась. Воротилась.
А уж как хотелось, чтобы
вместо гибели — с четвертой,
Я вернулась. Это значит —
пусть моя природа светит
УЛЕТАЮТ
Поднимаются по пояс,
Я потери не считаю,
Пустотою угрожая,
До небес ли я достала?
ДРУГУ, УЕЗЖАЮЩЕМУ, КАК И ВСЕ...
Что ж ты, братец, все кружишь, все бредишь?
Здесь ведь в том-то и кроется пакость,
И прокиснут от русской закваски
Посреди пресловутого лета, что за жизнь приключилось с тобой...
РЯДОМ С ЛЮБИМЫМ РЕБЕНКОМ
Разве ж я знала, счастливо рождая вас, дети,
Здесь, на Земле, в этом мире пустом, окаянном,
Рядом с любимым ребенком — по осени ясной, светлым ребенком — дыша и смеясь, подставляя
АХ, ОСЕНЬ, РУСЬ...
... Я голосую «за»! А. Ахматова
Ах, осень, Русь! Твой унылый взгляд
Ах, осень, осень! В который раз
Где моя радость? Где мой покой?
Сыта, напита одной тобой,
Ах, осень! Рыжи твои глаза
СТИХИ ИЗРАИЛЮ
Иерусалим
Бывает белою печаль, бывает голубою, а цвет иерусалимских стен похож на лунный свет. Мы здесь бродили по ночам. Мы здесь — так Бог с тобою:
Часам к шести — с ума сойти, такие тут просторы,
Здесь все твое и все мое становится ничейным.
Здесь наши братья хлеб едят и маются безбожно
Яд Ва-Шем, детский зал
Синим, желтым, сиреневым тонкие свечи мигают,
Этой дорогой идут, кто невзначай и случайно
Путь в темноте долог, неверен и шаток,
Что ж, еврей как еврей — и за это я погибаю, И потому — подобает
Русские в Израиле
Плохо живут мои братья и сестры в Израиле, плохо!
Я и не знаю, что вам ответить: путь наш неравен,
Что же вам делать — нет-нет — и проступит русская ваша повадка! Тихо и больно — нет-нет — и заплачет русская ваша душа. Вдруг затоскует она — нет-нет — затоскует больно и сладко.
Жизнь хороша и дешева и не стоит она ни гроша! Может быть, друг мой и прав — я душою еврейской приемлю эту еврейскую мудрость — горькой пилюли не золотить... Надо за все заплатить — и еврейскую скорбную землю
...Бледно-розовый Израиль
На весь мир себя прославил,
Там, держа на стреме горы,
Ты, с упрямым постоянством,
На иврите, не на идиш,
Но, не ведая искуса, ты отвергнул Иисуса
Что мне делать — ты мне родич!
На весь мир себя прославил,
Береги ж свои граниты,
Апрель 1993 г.
Я ЕВРЕЙКА
В моем дальнем, счастливом детстве я не русская, я еврейка, мои дети — тоже евреи: это значит — судьба нам — тюрьмы и гоненья либо изгнанье и презрение неевреев, выбирай, что тебе милее. Я привыкла к этому знанью, поняла я свое значенье и горжусь я моим народом: его мудростью и талантом, и его вселенской судьбою, и его непонятным даром быть своим среди чужеземцев и чужим меж родных евреев.
Но есть кое-что поважнее:
СЛОВО
Вот душа затомилась — только Слова не слышно...
Все, что деется с нами до полуночи с полдня —
ПОДПЕРЕВ ПОДБОРОДОК РУКОЙ.
Я не знаю, как пишут стихи,
И кружит, и поет, и звенит,
Ах, какие вам вещие сны
А когда упадет, похмелясь,
НАЧАЛО
Когда бы воли и ума хватило б для того, я б счастье сделала сама — из сердца своего! (Из моих детских стихов) На голодный желудок мне легче писалось На голодный желудок мерещились страсти, Я была молода — только этого мало. Я была хороша — это ладно, зачтем, и какую я жизнь прожила, проиграла на подмостках, где солнце сменялось дождем, на подмостках, где вдоволь и ада, и рая, Обещала познание? Не обещала!
СЕМЕНУ ЛИПКИНУ
Я Слово Чести Вам даю:
ДРУЗЬЯМ В ПОКОЛЕНЬЕ
Умерла Алигер Маргарита,
Когда после, умнея, мужая,
В ее память стою на коленях
В этой жизни, лукавой и длинной,
Не ищу я ни денег, ни славы
Среди прочих-иных пассажиров,
И другие, кого не назвала,
Жизнь уходит — и это серьезно.
ВОСПОМИНАНИЕ ОБ АЛЕКСАНДРЕ ГАЛИЧЕ
В любом городке и в любую погоду любого, но семидесятого года нам был бы конец и позор, нам было б так срамно, и горько, и тошно, когда бы не тот драматург беспортошный, актер, и юрод, и позер.
Презревший покой, и богатство, и славу,
О нет, не молитвы, не гимны, не мессы —
Как жить, если срамно, и пусто, и голо,
* * *
Стихи мои, как вы мне дома надоели!
Что ж вы, как камни за плечами, словно гири
Быть может так, что вам быть музыкой и лесом,
КОРОВА
Как убежать от своего имени?
Черное небо в черном дожде полощется,
Значит, теперь все с молочком, молочницы!
И ЖИВУ, СЧАСТЛИВАЯ.
Несмотря что сырости
Полыхая в серости
Как легко я дуриком,
Я привычным лепетом
Все равно, счастливою
И живу, красивая,
* * *
На склоне летний день — и холодно душе,
Но есть часок: не надо плакать мне,
С утра народ толпился, люди шли и шли,
Все спит — не спит душа, и знаешь ты все чаще, что нету волн, а на губах морская соль, и нет страстей, а что же душу рвет на части?
Дай Бог мне долго жить, пока душа жива,
Дай, Боже, власть — узнать, жива ли я, мертва?
«КАК МЫСЛИ ГРУСТНЫЕ К ТЕБЕ ПРИДУТ».
* * *
Пишу я письма на тот свет — отцу, и матери, и другу, и каждый день ответа нет, а я пишу, и знаю туго, что долгожданный тот ответ давно получен, вон из круга меня несет к нему, несет, и только он меня спасет от одинокой суеты. Лишь он — и ты, мой друг, и ты!
* * *
Как дышала - стоп, как дышала - стоп, так дышу. Будет тело - хлам, будет слову снос - а потом... о не надо драм, о не надо слез - все путем!
* * *
Что дом, где детский смех звенел, так опустел, что позабыты все друзья — виновна я. Что я больна, что я одна — моя вина, моя вина! Всесильный Бог!
* * *
От часа, светлого для двух — до поздней радуги
От часа счастья на весь дом — до черной наледи
От часа полдня и тепла — и до последнего
И было разное у нас, и были разные,
И, вспоминаньями дразня до самой полночи,
И даже более того: ведь это здорово, что у порога своего всяк смотрит в сторону...
Давай же на исходе дня с тобою выучим: ни я тебя, ни ты меня — в конце — не выручим.
...Тот самолет без багажа, те летчик с летчицей...
ГРАФУ
Друг мой вечный, неизменный! всю изнанку нашей были вороша и теребя, я узнала, что бесценно не чем стали, а чем были: я увидела тебя.
Ты сияешь безобманно,
Потому что в тихом небе
Спутников перебирая,
А когда наступит время сбросить божеским кнутом —
ВЕЧЕРНИЕ СТИХИ
Юрию Мшюславскому
Не умею я класть на место, не люблю я на место Полагаю, мне это скучно, полагаю — будь моя из всего, что есть жизнь, я бы изумительный непременно соорудила. Но на это на все — может, нравственный, может, просто охранительный — из какого подвала памяти? Посидели, вспомнили, клюкнули — и опять кто куда... и уже я по Вас соскучилась, как приходится мне и по тем, кто уже карабкается по ту сторону Засыпаю. Сплю.
9-Е ЯНВАРЯ 1993 ГОДА
Было то и это было.
И тогда, когда я билась
И потом, когда все было
Почему я — мимо, мимо,
И в ничтожестве и в выси
и увидеть я не трушу, * * *
Ах, как я тебя любила,
Ах, как я с тобой дружила
И дни прошли, и ночи,
И спор наш, как сор бумажный,
ИГРА
1
Исходит день — болезнями, трудами,
Но с виду — все, как надо, все в порядке,
2
Люблю я молоденьких — что тут поделаешь?
На глазки их умные, рученьки белые,
3
Лето проходит, и лето, и лето проходит,
Я же — все та же, и разве потише, поглаже... сразу подымутся — так и проходит доныне
БАЛЛАДА
— Ах, как я прекрасна и как молода: И он отвечает, суров, как беда: Да, ты молода и прекрасна!
И голос мой звучен, и песня моя Да, дивно звучит твоя песня!
О да, хороша я, мой милый, ты прав, Но гневно кричит он, себя потеряв: — Опомнись, опомнись, старуха!
Вот зеркало, глянь и готовься уйти туда, куда все уплывает! — Мой милый, ты спишь! Тебе снится!
Но если ты хочешь в жестоком бреду
* * *
Вот ведь время какое, вот какая пора...
Жизнь набухла и вздулась, жизнь взметнулась со дна... Сквозь молчание улиц ты проходишь одна,
Что же делать мне с вами — от шести до шести, и какими словами совесть вам потрясти, чтобы мы не сломали, чтобы нам донести душу — в тесном пенале, сердце — в слабой горсти?
КАНИКУЛЫ Здесь я словно в колыбели,
Мы малякали-калякали,
Память грудь не обжигает
Неподвижно август мчится,
Все, что должно — все случится
Август 1993 г.
* * * Как роза Сент-Экзюпери — двумя шипами, так я от жизни заслонюсь — двумя стихами, а больше нечем от нее мне защищаться: несчастье точит острие — тем паче, счастье! Когда же дружбам и враждам конец наступит, он всем шипам и всем стихам — конец притупит, и ни того, и ни сего — не остается, одна беда — среди всего, одно сиротство, одна забота и любовь, от горя горбясь, одна вина — да так смирна, а паче — гордость! Одна терзающая боль, без дна, без краю, одна забота и любовь, я повторяю, все дни, бегущие подряд, и все терпенье, и тот последний дымный взгляд — в недоуменье.
Но я восстану из огня светло и грозно, и вы спохватитесь меня — да жаль, что поздно!
* * * Эта жизнь, этот бред... о доколе, на самом-то деле?
Я ЖДУ
Елене Гинзбург
Я окончу дела, и кивну я себе головою,
У меня и блины, и конфеты, и сладкая водка,
Я ведь знаю: у вас все дела, вы идете неспоро,
ГАММА
Две даты — ОТ и ДО — и черточка меж ними:
Бери же ноту «РЕ» — ребячество и юность,
Пускай, пускай, пускай вся наша жизнь продлится, но только не пускай ее, как на парах, от первого листка в девической светлице — до первого ростка, в котором тлеет страх.
И пусть она течет во всей своей печали,
Куда бы не вели семь нот в той бедной гамме,
И вот она пуста, она дошла до точки,
Две даты — ОТ и ДО... Но кончиться не может
* * *
Я стою у ворот, я стою и молчу — у порога, не хватает ни начала
Потому не кричу, а молчу и стою у порога,
ЧТО ОСТАНЕТСЯ?...
Что уходит? Да почти
Что останется? Душа! Как пушинка, как пылинка... Птицам крошечки кроша, хорошея и дыша духом земляным, полынным. И останется трава здесь, на холме придорожном. И остынет голова там, на воздухе порожнем, на престоле светлом, Божьем.
И останутся Слова!
|