Инна Захарова. Стихи

ПУСТЫНЯ. 2004

* * *

Е.З.

Овод прозрачное мучит стекло,
солнце дробится в зеркальных пустынях.
Как же с тобою нам, друг, повезло
в вечном скрещеньи невидимых линий!

В тайном скрещеньи небесных дорог
вдруг пробивается тропка земная.
Каждый из нас на пути том продрог,
каждый идет, ни о чем не гадая.

Но и в отважной бессмертной тоске
будем друг к другу тянуться мы снова.
Нет у нас, друг мой, и мира иного,
нет и неверных следов на песке.




* * *

Пруд, похожий на лужу,
и река – на ручей.
Снова зимняя стужа,
снова город – ничей.

Снова с чистой страницы
начинаю писать.
Снова прошлое снится,
и опять, и опять,

просыпаюсь и знаю:
все, что было – не то.
Среди ада и рая
Кто-то бродит здесь. Кто?


* * *

Начинаю писать стихи с чистой страницы.
Впрочем, на ней рисовать зверей попыталась внучка.
Вот на листке и осталось то ли крыло неведомой птицы,
то ли свернувшаяся клубком змея-ползучка.

Внучка бросила карандаш – и строит домик
для всех зверей и людей на белом свете.
А я пытаюсь ловить сетью слов убегающий ветер,
чтобы стих запихнуть в угловатый томик.

Тревога, которая живет со мною,
не просыпается, пока в руке моей ручка,
пока внучка строит из кубиков что-то зеленое и голубое,
чтобы жили там Алладин, и лев, и змея-ползучка.



* * *

«Ты шла поспешно в горнюю страну
увидеть сродницу Твою – Елизавету».
Твой Бог не оставлял Тебя одну,
и Галилейское вокруг томилось лето.

И голубое солнце свой угар
земле, уже священной, посылало.
И ты несла свой драгоценный дар
всем, кто живет. Но как их было мало!

В предчувствии всех будущих скорбей,
в предчувствии всех будущих свершений
жила земля. И мудрый скарабей
сплетал в одно игру лучей и теней.

* * *

Это, наверное, все не о нас:
Страны чужие – родные разлуки...
Прячется даль от настойчивых глаз,
Стрелки часов застывают от скуки.

Бабочка бьется в глухое стекло
Лампы настольной в надежде на лето...
Столько воды мимо нас утекло,
Что океан собирается где-то.

Где-то копится тяжелая мгла,
Волны на берег чужой набегают...
Я вспоминаю: жила да была,
Жили и были, – теперь не бывают.

* * *

Обетованная земля –
ты ключ к разлуке…
Застыли тихие поля
в холодной муке.

Застыли ветры на лету,
застыли птицы…
Забудь земную суету, –
она нам снится.

Она лишь эхо тишины,
где боль Распятья,
и мы хранить ее должны
со дня зачатья.

Когда пространство создал Бог,
пришла Мария…
И ты поймешь, где твой порог –
где ветры злые.

* * *

Разноцветные волны свои бугенвили душистые катят,
И прибой ароматный на красную землю нахлынул.
Мне не надо смотреть на трагический образ распятья,
Чтобы помнить Отца и веками бояться за Сына.

Льется древний поток и стремится к Господнему храму,
мир с собою уносит, который живет в настоящем.
И годами, столетьями тянется странная драма,
Где мгновенье и вечность не сходятся в сердце горящем.



* * *

Спустившись с южных гор, по северной равнине
вдоль осени печальной еду я.
И двести лет назад все было так, как ныне:
деревья, хаты, сонные поля...

На трассе разноцветные машины –
в аквариуме рыбки так снуют,
в случайной комнате нашедшие приют –
чужие в этом мире тополином.

Но только что в других краях была я,
где древний мир так современно прост,
где брошен в вечность нашей жизни мост,
а на исходе дня Фавор пылает.

* * *

Ориентальный мгновенный восход...
Ориентиры в пустыне – верблюды.
Но на глазах это древнее чудо
облаком пыли закрыл вездеход.

Дети играют на грани времен
и до Голгофы подвозит автобус.
Медленный шорох, неведомый звон –
кружится наш неприкаянный глобус.

Все так обыденно. Но не дано
видеть мне то, что лежит на ладони.
В горечи вечной мгновение тонет.
И равноценны «сейчас» и «давно».


* * *

Я в сыне – деда узнаю,
во внучках – маму...
В своем безжалостном краю
живу упрямо...

И каждый день, как медный грош
в копилке ночи...
И явь меня бросает в дрожь,
и сон непрочен.

Но в горькой памяти моей
так много света:
и старый пруд, и сон ветвей,
и дождь, и лето...


* * *

Мир бился в истерике и не заметил
Пощечины, которую. влепил Ты ему от отчаянья и печали.
Боже правый, – ведь это мы – твои дети,
скажи, пожалуйста, почему же мы так одичали?

Сын твой миру совсем не нужен был, Боже –
в то безумное и веками длящееся мгновенье,
и самому себе этот мир не нужен был тоже,
и понятия о Тебе не имело Твое творенье.

Боже правый, ну, зачем ты Его покинул?
Ты подумал, что мир от беды и вины воспрянет?
И на голову мира поток холодной вечности хлынул,
И душа теперь вовеки до себя не дотянет.


* * *

В тенетах памяти моей
все бьется огненная птица,
война миров и ныне длится,
и души сушит суховей.

Посмей себе признаться вдруг,
что свет на свет восстанет снова,
и разобьется оземь слово,
порочный замыкая круг.

Все всеми сказано давно,
но так же глухо ночь тоскует.
И терпкой древности вино
и не пьянит, и не врачует.


* * *

Ты всегда повторяешь свои же мысли,
пересказанные тебе другими словами.
В воздухе занавесом тяжелым слова повисли –
это Играющий в нас общается с нами.

Но решили мы, что играем друг в друга сами
и выдумываем комбинации одну другой похитрее,
и плевать нам на то, что ветры гуляют полями,
и что солнцу без нас значительно веселее.

Нам бы только заполнить все имеющиеся просторы,
и египетская пирамида застынет у каждого на ладони,
и на всех языках одни и те же ведут разговоры,
но никто не знает, как мир всплывает и тонет.

* * *

О, древнее слово – Атхарва-Ниграсса.
Все в мире не ново, но высшая раса
зверей и деревьев наш мир сторожит.
Куда-то проложена звездная трасса,
идущим так хочется думать и жить.


Атхарва-Ниграсса – забытая Веда,
и с нами осталось все то, что навеки ушло.
И памяти мамы, и памяти деда,
и памяти друга молюсь я светло.

И ночью бессонной о них вспоминая,
я древнюю сказку твержу наизусть:
«Атхарва-Ниграсса» – на крыльях взлетая,
и с ней я мгновений глухих не боюсь.

* * *
Е.З.

Беспечально или безрадостно?
Разберись в этом сам, мой друг.
Посмотри – это зимний сад уснул
под ворчание первых вьюг.

Все не связаны этим временем –
каждый впрок себя в нем запас.
Ни к чему нам теперь полемика,
то, что писано – не про нас...

Самолет погружает лопасти
в ткань воздушного вещества...
Сколько слов улетело попусту,
кроме вечных – «прости», «пока»!





* * *

Кто разберется: сказка или быль?
Кто подтвердит, что это было с нами?
И звездная сверкающая пыль
веков вдруг засияет под ногами.

И обернется полная луна
тяжелым белым камнем у дороги,
и тополя забудут сон в тревоге,
и будут думать – в чем же их вина?

Что было здесь – им помнить тяжело,
все мимо прокатилось и забыто...
И только ветер треплет их сердито
за все, что с нами было – и прошло.



* * *

Мираж дороги свет сулит вдали,
и горизонты открывают пасти...
И только клином темным журавли
предупреждают всех нас о напасти.

Предупреждают: в мире нет дорог,
и дней, и горизонтов не бывает.
И только карта неба открывает
то, что задумал недоступный Бог.


* * *

Во времени, как в море на плоту,
куда тебя несет, зачем – не знаешь.
И видишь только неба пустоту,
в которой ты живешь и умираешь.

В какой-то миг ты понимаешь все,
и остаешься с тем, что стало ясно.
Но кто-то говорит, что жизнь прекрасна.
Зачем же слезы? И зачем нам смех?

* * *
Когда Иосиф, что в Египте сонном
был Первым Другом Бога-Фараона,
смотрел на север, то всегда пустыня
в его воображенье оживала.
С ее шершавой, потаенной смутой
и тихой жизнью средь камней и ночи,
и обмороком дня, упавшем в свет...
Он вспоминал тогда о Дне творенья:
Великий Бог уже наполнил землю
водой, и хлорофиллом, и дыханьем,
вдруг увидал прогалины-пустыни...
Но отдыхал... А был тот мир – хорош!
– Пускай живет! – сказал Господь пустыне
в напоминанье тем, кто будет думать об этом дне...

Иосиф – заместитель Фараона
в большой земле, протянутой вдоль Нила,
знал, что не признан маленьким пространством,
где Бог свои стада упорно множил,
а Царь тех стад за вечностью следил.
Иосиф был орудьем в главной драме,
и у него кружилась голова,
когда к истоку направлялись мысли,
и потому между собой и драмой,
между извечным непреклонным «нет»
Он расстелил шуршащую пустыню,
и все любил смотреть на караваны,
вернувшиеся из небытия...



* * *

Минуты нанизываются на спицы пространства,
и вяжутся снега, дожди, листопады.
Но что-то всегда не складывается в узоре,
и это вязание так хочется распустить,
и начать всю свою работу сначала.
И всегда оказывается, что это сделать уже нельзя.
И тогда ты вытаскиваешь спицы
и начинаешь вязать кому-нибудь пончо,
или свитер, или длинный-предлинный, как время, шарф…
………………………………………………………………..
А что же делают в этом случае мужчины?









* * *

И вера не верит.
И боль не болит.
И сытые звери
уснули в пещере,
и время по нам же
из пушек палит.

Из пушек, из пушек,
из мягких подушек,
и день на закате
оранжев и сыт.

И съедены днями,
очнемся к утру мы,
и в землю корнями
вросли наши думы,
и снова над нами
наш полдень горит.

* * *

Абсурд – это реальность, реальность – это абсурд.
В акваланге этого знанья экскурс в историю безопасен.
И ныне дикий тунгус, и ныне дикий удмурт,
и ныне дикий каждый из нас прекрасен.

Солнечный свет – как рефлектор, и сцена дня,
на которой все тянется и тянется представленье.
Сценарий, понятный всем, написан не для меня,
но я тоже двигаюсь в заданном направленье.

Тянется шоу, где каждый себе не рад,
но представлен на сцене в самом выгодном свете...
И улыбаюсь я солнечно всем подряд,
чтоб никого не узнать и неловкости не заметить.

Я забываю о реальности в суете –
и вечеров боюсь и ночей крылатых.
Время влачится у вечного дня в хвосте,
и спотыкается в своих же собственных датах.


* * *

Освобождаясь от солнечных пут,
в сумрак текучий на миг уплываю.
Я здесь одна. И земля моя тут.
Здесь я с луною и солнцем играю.

Здесь и роса – это слезы мои.
Лица деревьев близки и знакомы.
Здесь мой прозрачный источник любви,
эльфы летают и шествуют гномы.

Только минута – и вынырну в день:
длинный и тесный троллейбус случайный,
но различаю я зыбкую тень
мною однажды разгаданной тайны.


* * *

Добро ли это или зло –
и вновь зажмуришься от света.
И вновь на сердце тяжело,
хотя вокруг смеется лето.

Кто злую пору пережил,
смотреть на солнце вечно хочет,
пока у сердца хватит сил,
не вспоминать о близкой ночи.



СНЕГОПАД
А.Блоку
1.

Снегопад, Белый Лев,
что ты сделал с Землею?
Слышу древний напев –
как он связан с тобою?

И простые слова
как тревожные струны.
И любая глава –
тот же топот чугунный.

Тот же ропот глухой
в обреченном просторе.
Ты не выиграл бой...
Ты не выдохнул горе...

2.

«Репортажем с петлей на шее»
называем любое слово,
и глаза я поднять не смею
на обломки былого крова.

На обломки былого мира
не пристало смотреть потомкам –
там разбитую разом лиру
навсегда занесла поземка.

Верным – верится, сонным спится,
и тоска мировая гложет
даже крошечную синицу,
даже вепря в тяжелой коже.

3.

Ты прости свою блудную дочь –
говорить я не смела...
От себя унесло меня прочь
вьюгой белой.

И вернулась к себе и к тебе
я дорогою длинной,
когда выдохся в злой судьбе
век полынный.

Мне открылся другой простор
с той же тайной.
Стал понятен мне твой укор
не случайно...
* * *

И невозможное возможно…
А.Блок

Не легка нам дорога Ваша,
век ведущая в никуда.
Только низкого неба чаша…
Только хрупкая корка льда…

И возможное – невозможно.
То в истерике – то в тоске,
бьется мир Ваш, когда-то тоже
Вас державший в своей руке.

То ли сдуру, а то ли спьяну,
упустил он себя и Вас.
В безнадежности нет обмана.
Свет не принял, и Бог не спас.



* * *

На сером небе месяц тонкий –
мечеть, возникшая из сказки...
Весенний город, мокрый, звонкий,
как редко ты бываешь ласков!

Я отдана другому Богу,
но Храма чудное рожденье
мне дарит вечную дорогу –
единой памяти виденье.

* * *

Ранняя Пасха без листьев и трав,
Божья печаль и весенняя влага...
Время уходит, у нас отобрав
горстку тоски. И дарует отвагу

снова глядеть в отрешенную мглу,
вечную помнить вину перед Богом...
В этом земном бесприютном углу
месяц сверкает серебряным рогом.

* * *

Ра восстал, как всегда, и к земле протянул свои руки,
но кружится земля, эту древнюю сказку забыв.
Здесь опять тополя шелестят свою песню разлуки,
там назад отступает далекий тяжелый прилив.

И мгновенья опять оседают, как пыль золотая,
на холодном стекле непонятного нам бытия.
Мы с тобою, как чайки, над вечной водою летаем
и в одной круговерти забыли, где ты, и где я.

* * *

Рельсы тянутся, рельсы вьются
и вдоль леса текут во мглу.
Среди туч золотых и куцых
солнце утро жует в углу.

И мохнатый тревожный леший,
что у бездны застыл навек,
тянет лапу в тени черешен,
поездов ускоряя бег.

* * *

Мое двуязычье, двуречье, двугорбье
верблюда-трудяги, идущего с грузом.
В одном моя воля и память, и утро
далекого детства и Дикого Поля…
В другом – покаянье греха и полыни,
и черного времени черные дыры,
и слово, рожденное в тайне пустыни.
В моем Вавилоне так много толпится
богов незнакомых, людей неизвестных.
Как солнце с луною, мое двуязычье:
вовек неразлучны и не совпадают,
как две параллельные, и не увидеть
мне точку пространства,
в которой сойдутся.
Двуречье – моя сокровенная глина,
Земные законы – небесные тропы.
И Богу молюсь я двумя языками,
И Солнце с Луною я путаю вечно.



* * *


Мне сон приснился – я приснилась сну,
и в отраженье времена застыли.
Как в Интернете, нить свою тяну,
чтоб явь и сон навеки вместе были.

И сну приснится омут золотой,
в котором я, счастливая, плескаюсь.
А мне часов старинных снится бой
и детская, веселая усталость.

Все в доме спят, мурлычет рыжий кот,
и сны летят, как бабочки на свечку.
Где явь, где сон – никто не разберет,
и не войдет в одну и ту же речку.


* * *
Умный компьютер играет в слова
с мальчиком умным. Скучает собака.
Век на исходе. Моя голова
не умещает всей сложности знаков
нового времени. В небе плывет
чья-то улыбка, как странная птица,
что улетать никуда не стремится
и вне пространства на свете живет...
Век в отдаленье, как матовый куб,
вот и в него не вписалась планета.
Льется отдельно от времени лето,
перетекая в широкий раструб
нового века, где нужно прижиться...
Та же улыбка над миром кружится
и не касается сомкнутых губ.



ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ

* * *
«Век девятнадцатый, железный,
поистине жестокий век.»
Александр Блок

Звонки мобильных телефонов,
и тропы звездные ракет,
молитва – шепотом и фоном,
и небо наше, как паркет.
Танцуй на нем, как в бальном зале,
играй планетами в футбол,
и кажется – мы всё узнали,
и карты брошены на стол...
Век девятнадцатый, далекий
в разгадке близкой бытия,
в тоске железной и жестокой
одно узнал он слово – «я».
Чем это слово обернулось?
И что нам делать с ним сейчас?
За сотню лет душа очнулась,
и слезы брызнули из глаз...

* * *

Инстинкт свободы – дар нелепый,
мне с ним не сладить, не ужиться.
Краюха дня – краюха хлеба,
и кружка ночи, чтоб напиться.

Я узница своей же воли –
своей свободы непреклонной.
О, мне бы быть травою в поле,
волною ветрено-зеленой.

Но, словно каторжник, ломаю
я будней каменную стену,
и ничего не понимаю
я в этой каторжной Вселенной.

* * *

Расскажи мне о том, чего сам не знаешь.
То, что знаешь ты – уже всем известно.
С аэродрома памяти железной птицей взлетаешь,
Чтобы опуститься на то же самое место.

С аэродрома памяти – железною птицей!
А раньше бывало – чайкою или голубем диким.
Что же с нами могло за тысячу лет случиться?
Слышу металл в человечьем отчаянном крике.
* * *

И сколько зим, и сколько лет,
и тень не тень, и свет не свет,
и на семь бед один ответ, –
но мы его не знаем.
Полынный берег, желтый пляж,
и дуб столетний, словно страж, –
привычный, верный нам пейзаж,
где будней злая стая,
как стая черная ворон,
кружит под колокольный звон,
потери не считая.

И это родиной зовут?
И это наш с тобой приют?
Часы на старой башне бьют...
И время тихо тает...
Да, это родина, поверь,
в бессмертье отпертая дверь –
и наше вечное «теперь»,
где наши сны витают.

* * *

В шорохе шин или в конском топоте
век являл нам земную сущность.
Ох, не ровными были тропы те,
ох, не райскими были кущи.

Не ко времени солнце кануло,
не ко времени снова встало.
И надежд золотые гранулы
воля темная растоптала.

Не ко времени время тянется:
кем бы ни был ты – прячься, странник!
Все прошло, только даль туманится –
гром вчерашний уже не грянет.


* * *

Черный и красный смерчи
Бились в глухое небо…
В доме Отца и сына
были прочны запоры.
Но до поры об этом
я ничего не знала.
Выли над миром ветры,
близко гуляли грозы,
но за моим забором
было тепло и сухо.
Сливы и вишни зрели,
пес сторожил пространство
вечной земли, что каждый
в дар от рожденья принял.
Смерчи летели мимо
и разбивались оземь.
В странных своих виденьях
прятались все от Бога.
И на глухих болотах
черные годы жили.
Те, кто меня укрыли
в доме Отца и Сына.
Сами о том не знали,
но и не знали страха.
Только Господня воля
с ними была вовеки.


* * *

Какой кромешный свет!
Такой бывает темень.
Страшнейшее из бед –
податливое время.

Все лепится легко,
как будто бы из глины.
До Бога далеко –
и память так невинна.

Но где-то в глубине
твой дух сомненье точит.
И тени на стене
слагают образ ночи.

* * *

Век двадцатый – черный призрак.
В замке мира всем нам страшно.
Помешательства ли признак
вечно помнить день вчерашний?

Вечно видеть те дороги,
по которым бред твой ходит.
Уноси скорее ноги –
призрак знающих находит.

Память – огненная призма.
Все расскажет – то, что было.
И витает черный призрак
там, где море слез застыло.

ДРУГУ

* * *

Я вспоминаю каждый день
ушедшего и злого года...
Еще теплом жила природа,
но к свету подползала тень.

Но к сердцу тихо кралось горе
внезапно острое, как нож...
И холода сухая дрожь –
и я одна в себе, как в море.

И та беспомощность моя,
и та бессмысленность событий
сильнее всех моих открытий
и всех наитий бытия.


На смерть Генриха Алтуняна


Я просто плакальщица хора,
рыдающего по тебе,
я – птица черного простора,
в котором ты сгорел так скоро,
не изменив своей судьбе.

Так страшно без тебя на свете!
И даль неверная сквозит.
Туда листву уносит ветер,
туда ушел ты, не заметив,
как все, что в мире есть, – скорбит.

4 июля 2005 года


НИНОЧКЕ

1.

Школьный звонок, тетрадки,
учителя и дети...
Таинством этим сладким
Бог наши дни отметил.

Тихо в углу шептались
три недотроги-мышки...
Годы вовсю листались –
так мы листали книжки.

Белые бригантины,
ласковые туманы,
будней глухая тина
вечным была обманом.

Мы не взрослели даже
вместе с детьми своими.
Друг мой – моя пропажа –
слов моя боль не имет...

2.

Я жду твоего прихода,
я жду твоего звонка...
Слагались в тропинку годы,
по каплям сбегали воды,
и – наша – текла река.

Роман не дописан нами:
герой героиню ждет...
Мы не повзрослели сами
в нелепой и вечной драме,
и прошлое нам не в счет.

Отпели тебя капели –
и я не могу понять:
ну, что же мы здесь хотели?
И вместе мы что успели?
И кто тебя смог отнять?

3.

На кресте твоем ласковый снег – он лежит и не тает…
Первый снег в эту осень – и он разминулся с тобой.
Время вдруг оборвало свой бег, и над миром витает
это вечное, страшное, тихое слово – покой.

В низком мерзнущем небе внезапная зимняя просинь.
Сколько лет, сколько зим мы с тобою встречали, смеясь?
И стою я в ряду у могилы собравшихся сосен,
И горючие слезы я лью о тебе, не таясь.

* * *

После смерти твоей я о жизни писать разучилась.
Словно в камере смертников я пребываю теперь.
После жизни твоей наше верное время разбилось.
И холодные стрелки тебе указали на дверь.

А на улице солнце гуляет извечной тропою.
И оно не желает о прошлом, как я, горевать.
Солнце строит свой дом, где росли мы и жили с тобою.
И гадать не гадали, что солнцу на нас наплевать.


* * *

Счет потерь предъявляем мы Господу Богу
без надежды на то, что от боли Он вылечит нас.
Знает Он по себе, как трудна и печальна дорога,
по которой велел Он идти нам в назначенный час.

Счет потерь вырастает в пути безнадежном,
мы в пути понимаем, что нам ничего не понять.
И опять, и опять солнце прячет свой луч в серебристые ножны,
и глаза мы не можем в неверное небо поднять.

* * *

Читая Канон покаянный,
прошу я прощенья у вас
за нрав мой суровый и странный,
за то, что жива я сейчас.

Навеки ушедшие други,
простите, простите меня
за счастье, за солнце, за вьюги,
за сладкую горечь огня.

5 марта 2006 г.

* * *

Ловлю руками желтую листву,
которую каштаны обронили.
И осень вновь дробит кристаллы были,
и грезит нашим прошлым наяву.

Я не умею говорить о том,
как боль пронзает сердце тонкой спицей.
И все, что вижу, мне далось потом:
журавль в небе и в руке – синица.

* * *

Фонендоскоп в моей руке...
Удары сердца реже, глуше...
Мой друг, когда, в какой тоске
обьединились наши души?

И вот тоска осталась мне,
и я одна в ней, как в пустыне,
и в каждом сне, и в каждом дне
тот черный свет и черный иней.

* * *

Мне вдруг опять приснилась ты,
моя подружка дорогая.
Мы шли куда-то, напевая,
журчал ручей, цвели цветы.

Ты, отставая по дороге,
успела чем-то мне помочь.
Земные сказки так убоги:
не с ними горе превозмочь.

* * *

Как промелькнуло это лето !
Как медленно тянулось то!
В горячем полдне столько света!
В углу висит твое пальто.

Что в прошлом я не угадала?
К какому берегу плыву?
Я просто друга потеряла...
Но почему-то вновь живу.


* * *

Август полон горячей плоти
царства древнего и земного.
Вечный август. душа в полете.
Подари мне, о Боже, слово.

Ни концов, ни начал не зная,
называю я все случайно.
Кто в какую игру играет?
Как, о Боже, назвать мне тайну?


* * *

Ире

Я с собой привезла соли Мертвого моря,
шорох сизых песков и полынную горечь души.
Мы с тобою уже о слоистом пространстве не спорим,
а оно все меняет и ставит свои витражи.

Как нелепо любовь умножать и делить на минуты,
проведенные вместе, но только в пространстве другом.
Посидим, помолчим, а быть может, расскажем кому-то
нашу быль, нашу сказку, в которой мы обе живем.

* * *

Объективный идеализм – не объективен.
Субъективный идеализм – не идеален.
И, все же, лучшелюбить немеркнущий свет,
чем себя – родного…
Философы и их почитатели так устали,
что шар зем ной им давно уже опротивел.
Но опять и опять в недрах времени рождается слово,
хотя никогда еще не бывало, чтобы этот путь куда-нибудь вывел.


URBI


* * *

Энергия в моем городе
совсем не равняется массе,
умноженной на скорость света,
возведенной в квадрат.
Формула Эйнштейна –
как и другие эпохальные открытия –
здесь бессильны! Тусклый фонарь
освещает кусочек крыши
старинного дома, и это длится сотни,
а может быть, и более лет.
И деревья, попавшие в это подобие
света, кажутся среди весны
завядшими и сухими. И масса
черного кота, который в прыжке
догоняет муху, никак не вяжется
с его энергией и зеленью глаза,
возведенного в квадрат.

* * *

Со своею собакой гуляю всегда по прошедшим годам,
их немного – всего лишь каких-нибудь триста…
Одуванчики те же и тот же весенний бедлам,
и какая-то дверь вдруг захлопнется в доме – как выстрел…

Вдруг захлопнется дверь, вдруг откроется в тучах окно,
глянет солнце привычно на нас и на город знакомый.
Здесь и в полночь светло, – здесь и в полдень бывает темно…
Я и пес – мы бредем вокруг нашего старого дома.

* * *

Осколок сна с одной звездой горячей
во тьме кромешной времени глухого,
и отголосок давнишнего плача…
Такой ты был – неведомый, незрячий.
Ну, что сказать мне о тебе такого,
чтоб понял каждый, то, что мне известно –
о днях, похожих на глухие стены
и о ночах, в которых дал ты место
конструктивизму душ, навеки пленных?
Все, что скажу – тебе не будет лестно…
Не обижайся, Город, старый грешник,
не обижайся, мне не нужно рая.
Все тот же под моим окном орешник.
и дети триста лет внизу играют…

* * *

Город статичен, как фото.
Старое фото альбомное.
И вспоминается что-то
странное, тяжкое, темное.

Эти ли улицы слышали
выстрелы, крики и конницу?
Эти деревья притихшие –
время до них не дотронется.

Старого города правнуки –
странно одеты прохожие.
Светлое, чистое, давнее –
нам вспоминается тоже.


* * *

В конструктивизме наших душ
ты обретал свое призванье.
Мой серый город – поле брани –
плацдарм меж морей и суш.

За что тебя я ненавижу,
за что люблю – тебе не знать.
Мы родились в войне и стуже,
мы вместе ищем благодать.


* * *

Т.М.

По одному во мгле загораются фонари.
Горбится над старым городом вечер.
Не смотри ты на меня, не смотри,
все равно я тебе ничего не отвечу.

Неужели ты думаешь – мне известно,
как распыляются молекулы времени на лету?
Кладет цветы к подножью случайного памятника невеста,
сама не зная, зачем тревожащая далекую маяту.

Давай не будем думать сейчас о вечных
проблемах, сотворенные бессознательной жаждой жить.
В краткий миг мы бываем с тобой беспечны,
В краткий мин настоящее нам дано любить.



9 МАЯ

В первозданных легендах оживает бытие вчерашнее,
где любовь и ненависть только суть одной теоремы,
где страна моя, как подземное царство, страшная,
та страна, где родился мой сын и все мы.

И к Евклидовой геометрии непричастные,
параллельные наши только в Космосе пересекутся,
и не глядя на реки живые, земные, красные,
ветры будущего над обелисками дней смеются.


* * *

Двухголовый орел очнулся, –
и опять содрогнулось небо.
Двухголовый орел и солнце,
и луну заклевать стремится.
И достать своим страшным клювом
все галактики и созвездья!
В подсознании нашем горьком
эта птица веками кружит
и съедает и сны, и мысли,
и надежды, и дни, и тени.
Но уже на тропу глухую
на охоту выходит древний
бог восточный с глазами рыси.
Но уже тетиву тугую
натянул он. И птицу ищет.
Знает, знает орел двуглавый,
что охотник идет по следу.
Но не может сойти он с круга,
предначертанного судьбою…
Бог восточный с глазами рыси
видит мысли и слышит тени.

* * *

Сегодня вспомнила тебя.
Случайно или нет – не знаю.
Как я любила, не любя,
и наш закат, как свечка, таял.

Я виновата. Да. Прости.
Напрасно образы тревожат.
Реальность – словно пыль в горсти –
и ты моя реальность тоже.



* * *

А в детстве ветер – разноцветный.
Теперь он – серый и угрюмый.
Влюблен он в рощу безответно,
и пыль – его глухие думы.

О, клубы пыли в миг весенний,
под грохот старого трамвая.
Иду и что-то напеваю,
забыв, что ветер ждет спасенья.

Он о себе напомнит тучей,
дождем и лужей непролазной,
тоской внезапной и колючей…
Дождь, ветер, вечер красноглазый.




* * *

Концепция света включает концепцию тьмы.
Концепция тьмы исключает концепцию света.
Но летом горячим не видно, не слышно зимы,
но зябкой зимою мерещится новое лето.

И все ж крестоносцы усердно молились Христу,
стянув рукавицу в налипшей коричневой крови,
чтоб дней быстротечных своих позабыть пустоту
в надежде достичь бескорыстной волшебной любови.

Мы вечные пленники этой земной кутерьмы,
не знаем границы такого желанного света,
который, к несчастью, включает концепцию тьмы,
а может быть – к счастью. Но кто нам расскажет об этом?

* * *
Е.З.

Патриархальный язык бытия –
мы понимать его знаки умеем:
в символах вьюги закружит аллею
и разогнутся пространства края.

Легкое время на плоской земле:
так начинается сказка сначала,
там, где еще никого не бывало,
символ тетради лежит на столе.

День, как сугроб после вьюги крутой,
дунь – и развеется, как наважденье:
тысячелетнее слово – движенье,
я повторяю его за тобой.



* * *

Мне приснились к чему-то монголы в серебряных шлемах.
О, какая война разразилась в моем подсознаньи!
Время наше решило не брать обесиленных пленных.
Каждый миг на войне этой нами проигран заранее.

А на улице дождь. И по трассе шныряют машины.
И горят фонари, отражаясь в распластанных лужах.
А монголы идут, покоряя и степь, и вершины,
и сплетается даль из старинных, неведомых кружев.

In viva...

Все было так невнятно
в ропоте волн вечных.
Робкого света пятна
робкой надежды млечной

Сказка не стала былью,
быль превратилась в сказку.
Вера – земные крылья –
горького неба ласка.


* * *

В покаянной молитве пишу я строки.
Праздник горя – опять ты с нами.
Какие бы нам ни преподнесли уроки, –
выроем бездны и назовем веками.

Что с собою, Господи, ради нас Ты сделал? –
Воет вечный волк на земной опушке.
Добрый с Тобою стал добрей – и смелее смелый.
Но горит земля, и все время грохочут пушки.

Это смертные продолжают свои забавы,
забывая начисто и Распятье, и воскресенье.
Только клонят головы к земле немые травы,
только в каждой вине узнаем мы Твое спасение.


* * *

О, как хотела быть я той,
что обняла Твои колени.
Постой, мгновение! Постой!
Я сон у сна, я тень у тени.

И тень моя стояла там
в тоске бессмертной и безмерной.
Но Слову я осталась верной,
и отдала его векам.


* * *

Какая разница, – который
век на дворе, и день – в году?
Тысячелетья я иду
вслед за Тобой. Одна из хора.

И мне не хочется шептать
ни «Аллилуйя», ни «Осанна»,
и одурь горького дурмана
меня преследует опять.
Боль ни измерить – ни распять.
Все так безжалостно и странно.

* * *

Печаль – единственная нота,
которую мне дал Господь.
Она – и кровь моя, и плоть,
и круг свободного полета.

В печали ночь, печален день,
грустят и улицы, и зданья.
Весной печалится сирень –
и слышит осени дыханье.

А осенью задумчив клен –
и красота его мгновенна.
Живая книга, смертный сон...
Печаль – основа всей Вселенной.


* * *

Какая долгая зима!
Кристаллы льда в апрельских лужах.
Я разберусь во всем сама –
душа привыкла к вечной стуже.

Крадется солнце в облаках,
мечтая утром о закате,
ему знаком неясный страх
и тяжко времени объятье.

Листаю пачку старых слов,
и сыплются на пол закладки,
и будет новый день не нов,
и стены горизонта – гладки.


* * *

Севе Речицкому

Что тебе примерещилось в этот вечер,
когда вьюга колышет мир в гамаке простора?
Ты один. Ты себе представляешь нечто
вроде большого задушевного разговора...

Не спеши, не спеши вслед за призраком давним.
Каждый из нас говорит лишь с самим собою,
только себя признавая себе же равным,
не обремененным тем, что зовут судьбою.

Не спеши, не грусти – за зимою приходит лето.
В диалоге с самим собою каждый остался правым,
и кромешная тишина забирает у нас ответы,
и в один пейзаж помещает и снег, и листву, и травы.



* * *

Доисторический кошмар!
Все саблезубы и опасны...
А ветер огненный и красный
деревьев раздувает жар.

И хаос царствует на свете.
Но слышу я трамвая звон.
В переплетеньи всех времен
Я, как всегда, за все в ответе.


* * *

Я не знаю, кто первым начал
эту долгую злую тяжбу.
Знаю лишь, что горели звезды
точно так же. И мир был светел.
Каждый Каин и каждый Авель
Доказали свое единство.
Я молиться хочу, но горечь
подступает к немому сердцу –
и опять я понять пытаюсь –
отчего, и зачем, и кто же?
Кто ответит – тот тяжбу начал –
так зачем я ищу ответа?


* * *

Рассказали нам древние греки:
Прометей подарил нам, людям,
и небесный огонь и память.
У огня так приятно греться
и приятно об этом вспомнить,
но, признаться, взглянув поглубже,
в даль веков – или просто в окна,
убедишься, что оба дара –
точно порох и зажигалка.
Память наша, костер вселенский,
на котором горит пространство,
чтобы вновь превратиться в память.
Прометей был чудесный парень!..
Но дарить сразу два подарка?
Человеку? – Неосторожно!



* * *

Шкатулка века приоткрыта,
что в ней хранится – неизвестно.
И сколько слез уже пролито!
И в наших днях темно и тесно!

Но тайна мира в новом веке
все тем же серебром искрится,
и ты на миг прикроешь веки –
и древний сон тебе приснится.


* * *

Время все расставляет по полочкам узким и длинным,
добавляя все новые в этом ряду бесконечном,
но все так же шуршат камыши и легко, и беспечно,
будто нет ничего, кроме ветра, воды и равнины.

Будто всем лишь пригрезилось тайное наше проклятье –
жить на каменных льдинах, которые штормы уносят
целый век. Но в забытом саду плодоносит
Та же яблоня, в ветвях которой распятье

И спокойная жертвенность – воля земли первозданной:
нам бы слушать ее – этот шепот и ропот извечный.
Время дни расставляет. И тянется век бесконечный,
Век, который не сладил с водой, и звездой, и туманом.


* * *

В середине августа депрессия света
заставляет вспомнить то, что когда-то было.
Такой неповоротливой мне кажется сейчас планета,
и солнце, как объектив фотоаппарата, застыло.

Оторвав от земли минуту, Преображенье
вдруг уносит ввысь меня от земли тревожной.
Время замрет на миг в бесконечном своем движении
и напомнит всем, что поймать его невозможно.

В середине августа плоть сыта и блаженна,
у пчелы тяжелой полосатый экстаз от меда.
Осень подглядывает за всеми безжалостно и откровенно:
ведь плоды собирать приходится ей в любую погоду.

Произносишь слово «сейчас» и замираешь от страха.
Сколько этих «сейчас» вырубаем мы здесь под корень!
Настоящее – это просто ежесекундная плаха,
как же думать о будущем, которое растет из упавших зерен?

* * *

Ночью, когда все кошки
серыми стать решили, –
белые ходят тихо, –
черные – согрешили...

Серые тучи вяжут
серые ткани влаги.
Золотом слово ляжет
в белый простор бумаги.

В этом пространстве странном
мир не бывает серым.
Прошлое – многогранно,
с ветром, тоской и верой.





ЛЕСЕ ЛЫСЕНКО

«Не верь, не бойся, не проси».
Все в том краю уже случилось.
И все прошло. И все забылось.
И все осталось на Руси.
Господь помилуй и спаси
всех тех, кому она приснилась.


* * *

Забудь о том, что тьма вокруг:
в боях без правил
не знает страх, где враг, где друг,
и кто, устав от вечных вьюг,
день обезглавил.

Устала я, устала ты
в тоске по свету.
И снова зимние кусты
роняют старые листы
и помнят лето.

Нам печенежский дорог сон
в огнях тревоги,
где в горьком мареве времен
среди степей, среди племен
кочуют боги.

* * *

Здесь наши камыши
и наши здесь каштаны.
Две встретились души –
и вот – закат, как рана!

Нам в городе твоем
хмельном и вечном – страшно.
Мы знаем, где живем –
мы помним день вчерашний.

Мы помним, как, скользя
на самодельных кладках,
над бездной шли. Нельзя
в судьбу вложить закладку.

Закаты не для нас,
их было слишком много.
Нас просто кто-то спас
и вывел на дорогу...

* * *

Смертельных фейерверков град,
и в пляске сонной
они идут на маскарад
в тоске зеленой.

Они бегут на маскарад
и в вечной пляске
там каждый сам себе не рад –
живые маски.

Им чуждый слышится приказ –
не ведать воли:
им не до жизни, не до нас
и не до боли.

Как волны, толпы набегут –
и вновь утонут.
Но нашей памяти приют
они не тронут.


* * *

Хорошо нам гулять по глухим городам,
по непрошенным нашим столицам.
И в тумане забрезжит рассеянный храм,
притерпевшийся к ликам и лицам.

Хорошо ему с Богом о нас говорить.
А над ним безмятежное небо.
Мы с тобой научились терпеть и любить.
Боже, большего Ты не требуй.

МОРОЗНАЯ СЮИТА

И красные горы, и синие травы я вижу,
и ослики тихо идут чередою, ресницы к земле опустив.
Я – дочь фараона, я здесь оказалась случайно,
бред белого снега и талой воды меня мучит,
и ржавое солнце висит на закате часами,
не в силах упасть и воспрянуть, как солнце Востока.
Века друг за другом, как ослики, тихо проходят,
и мне непонятно ни их, ни мое назначенье.
Сверхновые звезды взрываются в небе. А может –
огни фейерверков на празднике в городе сером,
где столько тумана, и столько непрошеной боли.
О, как мне привыкнуть к игре мирозданья лукавой,
и к этому мокрому, вечному, темному снегу?

– – – – –

Пробирка дня поставлена на лед, –
наверно, чтоб не портилась культура,
вернее, мы с тобой. Какой мороз!
И в медленной тоске плывут часы…
И медленно часы считают время,
и не горит свеча в моем углу,
Но почему-то двигаются тени.
Есть место теням всюду и всегда,
но в жаркий день душа им очень рада,
и вот за этот вечный компромисс
наказывает свет всех нас морозом.


– – – – –

Террор зимы в разгаре. Все пространство
куда-то катится огромным снежным шаром.
Лед на стекле не назову узором –
скорей когтями злобной белой кошки.
Я заперта в дому морозом-стражем –
решетки ледяные не распилишь.
Мне хочется тепла, тепла и лета…
Хотя летам созвучно это слово,
Лета и лето убегают мигом.
Вчера лишь были Пушкин, декабристы,
«мороз и солнце», радость бытия,
и черная дыра другого века,
которая затягивала души.
И мы держались на краю пространства,
чтобы увидеть, как сгорает век,
вдруг обретя свечение и плотность,
чтоб в новый век попав, узнать, что зимы
все так же холодны и беспощадны,
и снова ждать тепла, тепла и лета.
* * *

Будто пьяный, качается клен за границей окна,
в такт себе отбивает он такты ладонями листьев.
Мне опять показалось, что я в этом мире одна,
без забот, без тебя, без ответа, который немыслим.

Боже, как непонятен мне этот порядок земной,
где безжалостно режут пространство тяжелые ножницы света.
Вновь я вижу тебя. И опять остается со мной
то горячее, давнее, нами любимое лето.

Мы, как в зеркале, в прошлом – и вновь набегают года,
обретение смысла никак не приносит покоя
И слова, и вопросы не стоят ни снов, ни труда.
Я одна на земле. Я одна – даже вместе с тобою.