http://poetries.org.ua.index.php?id=1311084086

Во времени том и во времени этом

Яков Мысько

Как давнему (с 1960 года) поклоннику поэзии Сергея Грибова, из десяти книг поэтических шедевров, написанных им, мне очень трудно выбрать стихотворение, наиболее точно выражающее дух и смысл его творчества. Для этого творчество Поэта слишком объемно и многогранно. Мне дороги все его стихи, и наметить, даже пунктиром, одну грань вряд ли вообще для меня возможно. Все они – ключ к истинному пониманию времени – реального и духовного пространства, в котором жил Поэт.

Доминантой же этого времени был Страх. Возникла кажущаяся неустранимой возможность потери в ХХ веке той золотой нити русской поэзии, которую протянули к нам Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Фет, Ахматова и другие русские поэты, ибо пришла пандемия марксизма с его метастазами, перед которой не устояли даже такие великие, как Блок и Есенин.

 

  ***

  Анне Ахматовой

  Суровая эпоха

  Смыкает полюса.

  Как два огромных вздоха

  Распахнуты глаза.

 

   Еще душа таится,

   Еще в намеке – речь,

   И профиль хищной птицы

   В испуге детских плеч.

 

   Какие ж надо силы

   И мужество иметь,

   Чтобы в глаза России

   Взглянув – не умереть!

 

   Чтобы в борьбе с судьбою

   Не дрогнув – по ночам,

   Валиться утром с воем

   Под ноги палачам!

 

   Но сталь от едкой соли

   Горючих слез прочней,

   За стыд, за ужас боли

   Удар меча верней.

 

   Пусть даже бездыханна

   И Богу отдана –

   Навек взложила Анна

   Доспех на рамена.

 

   На ту же сечу злую

   Среди российских нив

   Клинок ее целую,

   Колени преклонив.

 

Стихи, не вошедшие в книги ( 1975 – 1985)

 

 Страх был. Он обволакивал сознание и парализовал волю, сковывал действия нормальных людей, порождал беспомощность, заползал в душу, убивал разум. Он мертвил, вызывал депрессию и хроническую правдобоязнь.

 Перепуганные художники слова, теряя собственное достоинство, веру и рассудок, как лемминги в единую массу, сбивались в союз писателей, впадали в эйфорию и творили соцреализм, переходящий в воинственную агрессию ко всему, что от него отличалось.

 Возникло ощущение непоправимой беды и гибели всего, способного мыслить самостоятельно. Народом управляла античеловеческая Система ценностей и понятий. Назначенный властью Самый Главный соцреалист даже клич придумал: « Если враг не сдается – его уничтожают» !!! Искали и уничтожали духовно и физически. Клич стал Законом, действовавшим на шестой части мира, породив новую волну соцреалистического кликушества. Опыт уже был. Еще до этого самообъявился Главный кликушник, чтобы уверять нас «… и жизнь хороша, и жить  хорошо!

А в нашей, дескать, буче и того лучше!». И в самоупоении стал вынимать

из широких штанин…, торжествующе восклицая « Смотрите, мол, и завидуйте…!». И началось соцсоревнование. В стране воцарился маниакально – депрессивный абсурд.

 

   ***

  От народа остались ошметки,

   Да и был ли когда он – народ?

  И не ум здесь, утробы и глотки

  Правят шабаш века напролет.

 

  Тьму законов нам власть написала,

  Но уродуют жизнь не они,

  А вот эти, что молятся салу

  И в благие и в черные дни.

 

  Что друг друга нещадно карали

  С причитанием: что за напасть!

  И орали – мол, нас обокрали,

  И смотрели, кого б обокрасть.

 

  Нагулявшие жирные хари

  Или те, кто Кощея тощей –

  Одинаково мерзкие твари

  В этом мерзком порядке вещей.

 

  С одинаково жадной, лакейской

  Подлой завистью к доле чужой…

  И какой объяснит Достоевский,

  Что зовется в них русской душой!

 

  из книги «Слепое утро» (1987 – 2000)

 

  И казалось, что все погибло, хуже того, выродилось, переросло в декоративно-безнравственную маяковщину, в эстрадно-распашоночные измы евтушенко-вознесенковщины, что всему истинному и здоровому в поэзии пришел конец. Русская поэтическая культура дала генетический сбой, зигзаг, описала хромосомную дугу, заведшую в тупик, из которого нет выхода.

  Но, слава Богу, на рубеже двух тысячелетий встал во весь свой поэтический рост Грибов Сергей Иванович, всей душой любящий Россию не в её клоунской просоветской раскраске, а с мистически-таинственной глубиной её духа, с отнюдь не поверхностным своеобразием ее культуры и с ее нелегкой Судьбой.

 

  ***

 

  Здесь угол мой и здесь моя Россия

  Во весь простор – от двери до окна,

  Здесь на столе сквозь шорохи ночные

  Кровавой змейкой рдеет тишина.

 

  Вокруг портретов шевелится темень,

  Снует и опадает, шелушась,

  И созревает медленное время

  Под взглядом их неутомимых глаз.

 

  Уходит дым в узор незримой сети,

  И правда их желаний и обид

  По перевалам краснозобой меди

  Течет в беззвучном грохоте копыт.

 

   И до сих пор вне правил и канонов

   Здесь жизнь и смерть гуляют без затей,

   Кидая в снег из прущих эшелонов

   От голодухи высохших детей.

 

   Здесь толпы мертвых сходятся над словом

   И тяжело усталый воздух мнут,

   И брызжут соком черным и лиловым

   Раздавленные ягоды минут.

 

   И если в память пристальней всмотреться,

   Тогда б и мы уверовать могли,

   Что расстоянье от земли до сердца

   Не больше, чем от сердца до земли.

 

  из книги « Белый час» (1979 – 1983)

 

Мало было тех, кто жаждал живого слова, шевченковской правды, предчувствий и пророчеств, не дающих угаснуть надежде.

Но все это было в творчестве Грибова. Он с насмешкой относился ко всякого рода партийным вакханалиям и славящим их поэтическим подпевалам, не веря в незыблемость Системы и ее долголетие.

Есть и живы еще свидетели (и я в их числе) того, как в хмуром сентябре 1965 года на пустыре Павлового Поля г. Харькова, где рылись котлованы для будущих жилых домов в период « развитого социализма», С. Грибов заявил о том, что в 1990 году эта нечеловеческая Система развалится и неоднократно в течение многих лет настаивал на этом, с обидой и даже раздражением воспринимая неверие друзей и знакомых.

 

   ***

 

  Вся сила – у них, и эпоха – сурова,

  Но душу не тянет в чужие края,

  Хоть что здесь осталось от отчего крова

  И разве кому мы еще сыновья?

 

  На площади красной гремят барабаны

  И флаги краснеют в толпе, как всегда,

  На красной трибуне стоят истуканы

  Их морды красны, но не краской стыда.

 

  Погибшим героям – посмертная слава,

  Героям живым – по червонцу за труд

  Пройти под трибуной с равненьем направо,

  Орать посильней, как другие орут.

 

  Но что-то сломалось в Державе железной,

   Нехитрой пружинки иссякнул завод,

  Держава ликует на тризне над бездной,

  Но это покуда не каждый поймет.

 

  из книги « На камне и золе» (1963 – 1968)

 

***

   Шумят запевалы партийного стана.

   Кто ищет денег, а кто ищет славы.

   О человеке кричу неустанно,

   Но только шершавы ладони Державы.

 

   Кожу сдирают живьем мне. И все же

   Время погонит нас к новым обетам …

   Дай мне не предать себя, Господи Боже,

   Во времени том и во времени этом.

 

  из книги « На камне и золе» (1963 – 1968)

 

  В ранних стихотворениях, даже не вошедших в книги, он взывал, боролся, предсказывал.

 

  ***

  Бессловесные дети России,

  Сосны, сосны, как горький упрек,

  Вы стоите, издревле прямые,

  У кривых и лукавых дорог –

 

  Заплутавших в широких просторах,

  Оторвавших от мертвых живых,

  В обещаниях, клятвах, повторах

  Между целей кроваво-благих.

 

  Бились ветки в тугие закаты

  Колокольно – над всей тишиной,

  Но ответить на взмах ваш крылатый

  Мог ли червь, притворившийся мной?

 

  Даже часа из жизни не вынув,

  Как и все, он позорно привык,

   Изгибать свою хилую спину,

  В славословиях пачкать язык.

 

  Но и все же, и все же, и все же,

  Наш удел не изведан никем,

  Мы погибли, о Господи Боже,

  Но погибли еще не совсем!

 

  Нас немного осталось, немного,

  Тех, кого не смела круговерть,

  И одна перед нами дорога,

  Все другие – морока и смерть.

 

  И словами, руками, зубами

  Надо рвать эту серую муть,

  Чтоб могли не погибшие с нами

  В свои души без страха взглянуть.

 

Стихи, не вошедшие в книги (1975 – 1985)

 

 ***

  Всё разрушит, все сгложет время,

  Только вечны и хлеб, и кнут.

  Если все мы – Господне семя,

  Чьи же ноги тогда нас мнут?

 

   Хорошо нам мечту лелеять:

  Бог нас выведет из тюрьмы

  И простит, если станем блеять,

   Что не мы все творим, не мы.

 

  из книги « Терновник « (1958 – 1962)

 

Хищная Система бдила. Унюхав и учуяв новое явление в литературе, она пыталась втиснуть Поэта в « прокрустово ложе соцреализма ». Его искушали, соблазняли, звали и предлагали.

Не искусился, не соблазнился и на знамени не клялся. Вызывали и запугивали. Устраивали ловушки и обыски. Частоколом из кроваво-красных знамен жестко ограничили его возможности свободно жить и работать, стремясь загнать Поэта – сейсмографа эпохи в беспросветность и безысходность.

 

  ***

   Осенний ветер ветви клонит,

   Гудит за нами рог погони,

   Вода чернеет впереди,

   И никуда нам не уйти.

 

   Все наши петли постигая,

   Нас душной сворой настигают.

 

Но он не испытывал того – всеобщего – страха. У него, поэта-философа, стоика по убеждению, не верившего в хрущевскую слякоть, называемою оттепелью, было лишь чувство нависшей над ним угрозы с постоянной тревогой, вызванной трезвой оценкой реальности. Состояние гладиатора, ежедневно готового к смертельной схватке.

  ***

  Хорошо ловить под луной

  Человечьей овчарни запах.

  Бродит смерть по пятам за мной –

  След во след – на костлявых лапах.

 

  Я свою подниму у пня:

  Здесь моя пролегла дорога,

  Эти сосны – моя родня,

  Значит сам я – собака Бога.

 

  Если Бог погасит звезду,

  Божья тьма для меня – награда,

  Пастуха пусть сменит пастух,

  Но всегда неизменно – стадо.

 

  Мне известно, в краю родном

  Нет лютей человечьей злобы,

  Что взорвется в свой час огнем

  В голове моей крутолобой.

 

  Потому и простор мне дан,

  Где сожму за свой век короткий

  Я стальных челюстей капкан

  Не однажды на чьей-то глотке.

 

  Не однажды я в чей-то сон

  Хищной тенью скользну из лога,

  Я не стану домашним псом,

  Я от века – собака Бога.

 

из книги « На камне и золе» (1963 – 1968)

 

  У него было предназначение, была миссия.

 

   ***

 

  Я тайной силой бережно храним,

   И мне она диктует свой регламент

  В жестокий час – покуда за домами

  Пурпурных перьев погасает нимб.

 

  из книги « Сполохи» (1977 – 1979)

 

  А боялся он только одного – умереть, не явив миру своего видения сути вещей, не сказав своего, Богом данного, гениального слова, явленного нам в стихах и прозе.

  Говоря о поэте Грибове, следует отметить что, на наш взгляд, он не диссиденствовал, т. е. не пытался улучшить Систему. Всей своей внутренней силой правды и таланта он отторгал ее, как здоровый и нормальный организм отторгает инфекцию.

  Боль и тревога переходили в иронию и сарказм – лекарство для понимающих и мыслящих.

 

   ***

  Я обожаю этот мир

  И в эту пробу,

  Когда он на стволах мортир

  Гребет к потопу

 

  В ночи, где зыбким роем ос

  В зеркальной раме

  Толкутся точки папирос,

  Как свечки в храме.

 

  Аж до луны взлетает крест

  Над склепом духа,

  Даешь технический прогресс! –

   Взывает брюхо.

 

  Взвиваясь, свищет пыль дорог,

  Мираж полуден

  Я вновь тяну под шелест ног

  Из горла буден.

 

  И в нем – пусть он не облегчит

  Тревог и бедствий –

  Хоть кто-то ж разглядит зачин

   В итоге следствий.

 

  И то лишь – в смуте, впереди,

  В напоре ветра,

  Глаза в безумьи закатив

  За грани спектра

 

  из книги « На камне и золе» (1963 – 1968) 

 

Странный, фантастически реальный мир. Им займутся в свое время историки литературы, литературоведы и критики.

Мною сделана лишь попытка очертить ту обстановку и те условия, в которых жил и работал Поэт до публикации его книг.

Вчитайтесь в каждую строку, вдумайтесь в каждое слово. Какая тончайшая лирика, какая философская глубина! Вдумайтесь и разберитесь, ибо в этих стихах все ново, все непривычно нам, отвыкшим глубоко чувствовать и думать посреди своих материальных привязанностей и всяческих житейских забот. Поэт подхватил золотую нить русской поэзии и протянул ее в будущее, которое зависит только от нас. Он поэт, чье творчество над временем, во времени и вне нашего времени.

Читая стихи Грибова, вижу первого и пока единственного русского поэта, дающего нам почувствовать таинственные связи всего живого и когда- либо жившего на Земле с законами Мироздания, которые мы пока уразуметь не можем. Да и сможем ли когда-нибудь?

Многие его стихи звучат пророчески, они трагичны, в них нет и малой доли халтурного оптимизма советских и постсоветских писак. Но трагизм этот обращен к нравственному началу, пусть и изуродованному временем, началу, которое умерло еще не во всех из нас. Поэт непоколебимо верит, что наше духовно-нравственное возрождение еще возможно, а с ним и возрождение той России, которой, в отличие от многих, он не изменял никогда. Он открывает нам громадный и своеобразный мир, в котором надо быть не только «зрящим», но и «видящим».

Стихи Сергея Грибова требуют от  читателя высокой интеллектуальной и духовной готовности, любви к настоящей поэзии. Без них глубину этих стихов постичь невозможно. Особенно тем, кто воспитан в духе примитивной советской да и постсоветской поэтики.

Бог, Человек, Вселенная, Вечность, Смерть, Жизнь и Любовь – примерно так Сергей Грибов определяет своим творчеством сущность поэзии и поэта, сущность бытия и его смысл. Вне этого нет поэзии.

 

  ***

  … И я лишь тем поэт,

   Что будет смертный час…

   А большего здесь нет

   Ни для кого из нас.

 

  Поэт, перечитывая которого, каждый раз узнаешь и познаешь его по новому, где каждая строка играет новой гранью, новым смыслом и новым содержанием.

  Он поэт перевоплощений и метаморфоз бытия, чувствующий Музыку Вселенной. Фантастический мыслитель с железной логикой творца. Поэт тайн и несоответствий. Поэт Откровения (апокалипсизма).

 

  ***

 

   О, Матерь Мира, в этой груде слов

   Я спрятал судеб и событий зерна,

   Что в некий срок пробьются из-под дерна,

   Простри над ними светлый свой Покров!

 

   И я – бредущий по земным лугам –

   Такой же плод неведомых созвучий,

   Рожденных чьей-то страстью неминучей

   В одной тщете – припасть к Твоим ногам.

 

  из книги « На камне и золе» (1963 – 1968)

 

И мы должны быть благодарны, Тебе, Господи, что Ты явил и сохранил нам в тяжелейшую пору подмен, поэтической дегенерации и блуда гениального поэта-пророка, в творчестве которого Ты, сотворенный Тобой Мир и Человек связаны воедино, поэта, равного которому в сегодняшней поэзии нет.

И помоги нам, Боже, дорасти до постижения его поэзии, ведь это будет означать, что мы стали Людьми в подлинном значении этого слова.